Введение
Оценка качества знаний - это процесс определения успеваемости учащихся, исходя из содержания базового компонента программы. Он является важной составной частью процесса обучения.
Контроль в ходе урока может осуществляться разными способами. Для курса ОБЖ наиболее характерны следующие:
· Вопросы для текущего контроля знаний;(I)
· Тесты;(II)
· Проверочные работы;(III)
· Контрольные работы.(IV)
Вопросы для текущего контроля знаний должны нести разную смысловую нагрузку, т.к. часть из них задаётся с целью проверки знаний различных фактов, определений, приемов, правил и способов поведения в ситуациях, требующих принятия правильного, а часто быстрого и нестандартного решения. Для ответа на другие вопросы требуется сопоставить различные сведения или сделать наиболее рациональный выбор из нескольких возможных вариантов.
Тестирование становится привычным методом обучения, активной формой проверки и самопроверки знаний. Оно может быть текущим, тематическим и итоговым. В сочетании с другими формами и методами контроля тестирование позволяет учителю оперативно проверить знания учащихся по основным темам курса. В то же время тест может совершенствовать и развивать способность школьников анализировать и раскрывать причинно-следственные связи между природными, техногенными и социальными явлениями с точки зрения безопасности жизнедеятельности человека.
Тестовый контроль можно и нужно рассматривать как мощный корректирующий метод. Его применение помогает выявить типичные ошибки, обнаружить пробелы в знаниях.
Тесты могут использоваться при опросе и закреплении знаний, тематическом контроле, а также в качестве домашнего задания.
Тестовый контроль может проводиться как письменно, так и устно. На уроке он не требует много времени, обеспечивая при этом объективную оценку знаний и умений школьников.
Необходимо помнить, что тестовое задание – это задание строго определённой формы, обязательно включающее в себя три компонента:
· Собственно задание в определённой и формализованной форме;
· «Цена задания» в виде указания количества баллов;
· Правильный ответ.
Тестовые задания можно разделить на два типа:
· С «открытым ответом», используются при неавтоматизированном контроле;
· С «заданным ответом», включают в себя четвёртый компонент- набор ответов (обычно не меньше четырёх), среди которых один или несколько являются правильными. Такие задания могут применяться как при автоматизированном, так и неавтоматизированном контроле.
В соответствии с уровнями усвоения знаний различают и тестовые задания разных уровней.
Тесты I уровня позволяют проверить наличие у учащегося знаний-знакомств. Здесь предполагается использование тестов с заданным ответом. Их легко автоматизировать, что существенно облегчает труд учителя при проверке результатов, сокращает время реализации «обратной связи» учитель-ученик. Но задания I уровня позволяют выявить самый низший уровень знаний, в чём и состоит их существенный недостаток. При этом всегда существует вероятность, что ученик, выполняя задание, угадает правильный ответ.
Тесты II уровня позволяют выявить наличие у учащихся знаний-копий. Это тесты с «открытым ответом», т.е. их нельзя автоматизировать.(кроме некоторых тестов, которые содержат буквенно-цифровые ответы). В качестве тестов II уровня можно предложить расчётные задачи, которые многократно отрабатывались учащимися, а кроме этого учащиеся снабжаются письменной инструкцией, в которой отражён алгоритм решения данной задачи.
Тесты III уровня позволяют установить наличие у учащихся знаний-умений или знаний-навыков, их выполнение сопровождается продуктивной познавательной деятельностью с опорой на достаточно хорошо известные учащимся понятия, и отработанные ими в практической деятельности. Выполняя подобные задания учащиеся характеризуют обстановку на основе предложенных данных, выполняют расчётные задания, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности.
В связи с этим можно высказать некоторые методические рекомендации по составлению тестовых заданий:
· Текст задания должен быть чётким, конкретным, по возможности лаконичным и содержать указание на действие, которое необходимо выполнить аттестуемому;
· Тестовое задание должно соответствовать тем источникам информации, которые применяются при изучении данного курса, так как в разных учебниках одни и те же понятия могут формулироваться по разному;
· Важнейшее требование к тестовому заданию – необходимость его простоты. Учащийся, выполняя задание, должен отвечать на один понятный ему вопрос. Нельзя предлагать задания, содержащие ответ на два вопроса, один из которых позволяет правильно ответить на другой, не вникая в сущность второго понятия;
· В задании должны быть чётко оговорены все границы использования данного понятия, т.е. задание – подробное, ответ – лаконичный, тексты ответов не должны сильно различаться по количеству слов;
· Текстовое задание должно подразумевать такой ответ, который не имеет несколько равноправных толкований;
· Тексты не могут содержать явно правильные, абсурдные и очевидно неправильные ответы;
· Положительные стороны применения задания тестового типа реализуется только тогда, когда соблюдаются условия их составления, правильно определена «цена» задания и грамотно составлен ответ.
Не менее важно правильно оценить тест. Существует несколько способов оценки результатов. Наиболее прижившийся в школе – следующий:
· (тесты к учебникам под ред. Воробьёва) если школьник правильно отвечает на 90-100% тестов, то ставится оценка «отлично», на 75-90% - «хорошо», на 60-75% - «удовлетворительно», менее 60% - «неудовлетворительно»;
· (тесты к учебникам под ред. Латчука) если школьник правильно отвечает на 90-100% тестов, то ставится оценка «отлично», на 60-90% - «хорошо», на 30-60% - «удовлетворительно», менее 30% - «неудовлетворительно».
· (тетрадь для оценки качества знаний) если школьник правильно отвечает на 80-100% тестов, то ставится оценка «отлично», на 60-79% - «хорошо», на 40-59% - «удовлетворительно», менее 40% - «неудовлетворительно»;
Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объёму, так и глубине. Проверочные работы могут носить не только контролирующий, но и обучающий характер.
Контрольные работы служат для контроля за качеством усвоения учащимися учебного материала и их умением применять знания на практике. На основании выполнения этих работ преподаватель может иметь точное и ясное представление о полученных знаниях и приобретённых навыках и умениях каждым учеником.
Необходимо отметить, что все эти задания недостаточны для полной оценки всей совокупности знаний и умений учащихся, полученных при изучении курса основ безопасности, особенно в части проверки практических навыков. Поэтому, чтобы оценить подготовку учащихся более объективно, следует использовать и другие формы контроля.
На данный момент в различных издательствах выходит достаточно большое количество методической литературы по курсу ОБЖ. Вот краткий список этих изданий.(каждый при желании может продолжить его):
1. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по ОБЖ. Дрофа 2001
2. Соловьёв. Тесты 5-11 классы. М. «Дрофа».
3. Латчук, Марков, Фролов. Дидактические материалы. 5-9 классы. Дрофа 2000 (учебники под ред. Латчука);
4. Наследухов. Дидактические материалы 10-11 классы. АСТ. 2002. (учебники под ред. Воробьёва);
5. Соловьев. Тематический контроль по курсу ОБЖ. 7-8 классы. М. «Интеллект-центр». 2001
6. Тупикин. Тематический контроль по курсу ОБЖ. 10-11 классы. М. «Интеллект-центр». 2001
7. Емельянчик, Капитонова. Ваши шансы избежать беды. Сборник ситуационных задач по курсу ОБЖ. Учебное пособие. С-П. «Каро».
8. Латчук, Марков. Методическое пособие по ОБЖ.(учебник под ред. Латчука). 5-11 класс.(отдельно для каждого класса). М. Дрофа 2000
9. Латчук, Миронов. Тетрадь для оценки качества знаний по ОБЖ.(учебник под ред. Латчука). 9-11 класс.(отдельно для каждого класса). Дрофа