История создания военных комиссариатов уходит в далекое прошлое нашей страны. Со второй половины девятнадцатого века,
Одним из центральных вопросов в истории русской армии были военные реформы, главный смысл которых заключался в стремлении к резкому сокращению численности войск в мирное время и созданию условий для максимально быстрого развертывания вооруженных сил во время войны.
Постепенный рост обученных резервов потребовал создания органов, которые могли бы их учитывать и направлять в войска для прохождения учебных сборов и по мобилизации. Такие органы впервые в Российской империи были созданы в 1864 году.
После победы Октябрьской социалистической революции важнейшей задачей Советского государства стало создание вооруженных сил, способных защищать завоевания революции.
Необходимым условием организации могучей армии было создание ее военно-административных органов, ведающих военно-мобилизационной и учетно-призывной работой в соответствующих административно-территориальных образованиях.
Создание Рабоче-крестьянской Красной Армии, 80-летие которой мы все торжественно недавно отметили, не могло продвигаться вперед без введения в стране новой системы военного управления. Для руководства формированием армии в январе 1918 г. была утверждена Всероссийская коллегия.
С января 1918 года организацией Красной Армии занимались военные отделы Советов. При исполнительном комитете Тульских Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов организуются следующие комиссариаты (отделы) 1. Управления. 2. Финансов. 3. Земельный. 4. Военный.
Однако многочисленные, без профессионально подготовленных кадров военных специалистов они имели разнообразную структуру, слабую связь между собой, их действия не были централизованы.
25-26 марта 1918 года под руководством Иванова-Вознесенского губернского военного комиссара И. В. Фрунзе состоялось совещание губернских военных отделов Московского военного округа, на котором обсуждались вопросы быстрейшей и рациональной реорганизации всего местного военно-административного аппарата.
Материалы совещания легли в основу Декрета Советов Народных Комиссаров от 8 апреля 1918 года «О волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатах по военным делам». В нем подчеркивалось: «Для проведения в жизнь мероприятий по учету годного к военной службе населения, его призыву, формированию вооруженной силы Российской Советской Республики, обучению поголовно всех рабочих и не эксплуатирующих чужого труда крестьян военному делу, управлению войсками, предназначенными для обслуживания местных нужд и установлению материальных потребностей военного снабжения Советских Военных Комиссаров постановляет:
«Учредить волостные, уездные, губернские и окружные комиссариаты по военным делам определив круг их деятельности и предметы ведения.
В распоряжении губернского комиссариата по военным делам состояли все Вооруженные Силы, военные учреждения, лазареты, госпитали, склады и запасы имущества, предназначенные для военных нужд губернии».
Не была исключением и наша Тульская губерния.
Постановлением губернского исполнительного комитета от 16 апреля 1918 года губернским военным комиссаром назначается Г.Н.Каминский, который уже 20 апреля своим приказом по войскам Тульского гарнизона указал.
§1. Сего числа я вступил в исполнение обязанностей комиссара по военным делам Тульской губернии…
§2. Своим заместителем по военному комиссариату назначаю тов. Оськина. Таким образом, первым военным комиссаром губернии стал Каминский, однако, фактически обязанности военкома исполнял Оськин Дмитрий Прокофьевич- Тульский губернский военный комиссар в 1918-1919 годах.
В других регионах страны военные комиссариаты стали создаваться с середины мая.
18 мая СНК и ВЦИК потребовали от всех местных Советов безоговорочного исполнения декрета о военных комиссариатах.
Отгремела гражданская война.
Коренной реформе подверглись и местные органы военного управления.
До военной реформы губернский военкомат являлся высшим военно-административным органом губернии.
Введение территориально-милиционной системы потребовало улучшить работу с военнообязанными, не только, когда они находились на сборах, но и когда были в отпусках. Тем самым устанавливались более тесные связи командиров соединений и частей с военными комиссарами.
Осенью 1939 года был принят новый Закон '' О всеобщей воинской обязанности '' . Военные комиссариаты, опираясь на закон, провели большую работу накануне войны по подготовке молодежи к военной службе.
Великая Отечественная война – самая тяжелая и жестокая из всех войн, когда-либо пережитых нашей страной, явилась великим испытанием и для военных комиссариатов.
В первые дни войны на территории нашего Московского военного округа было объявлено военное положение.
Перелистывая героические страницы боевой летописи Великой Отечественной войны, мы задаем себе вопросы:
Кто в годы войны обеспечил проведение войсковой мобилизации, пополнение личным составом действующей армии и запасных частей?
Кто комплектовал военные училища и учебные центры?
Кто обеспечивал организацию оборонно-массовой и военно-патриотической работы среди призывников и допризывной молодежи, подготовку ее к военной службе?
Кто осуществлял контроль за организацией учета и бронирования военнообязанных на предприятиях и в учреждениях?
Кто учитывал людские и народнохозяйственные ресурсы, пригодные для нужд армии?
Это делали военные комиссариаты. И делали успешно.
Военные комиссариаты провели большую работу по выполнению постановления Государственного комитета обороны от 17 сентября 1941 года '' О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР '' ,подготовив в системе Всеобуча сотни тысяч стрелков, пулеметчиков, бронебойщиков, минометчиков, связистов и других специалистов. Ответственным участком работы военных комиссариатов было также пенсионное обеспечение семей военнослужащих и выплата денег по денежным аттестатам, оказание им материальной и другой помощи, трудоустройство инвалидов войны, помощь им в получении жилья, рассмотрение и разрешение жалоб, заявлений военнообязанных, военнослужащих, призывников, инвалидов войны, членов семей военнослужащих и воинов, погибших в боях за Родину и другие. В гуще событий лихолетья были военные комиссариаты Тульской области. 329904 человека были призваны и отправлены на военную службу. Славные сыны и дочери Тульской области воевали за Родину на всех Фронтах Великой Отечественной войны. 180969 туляков не вернулись к родному очагу.
Все они поименно названы в 13 томах Тульской областной Книги Памяти, издание которой в целом успешно завершено.
Более 80 тысяч наших земляков были награждены боевыми орденами и медалями. 258 человек удостоены Звания Героя Советского Союза. Трое из них награждены Золотой Звездой дважды. Это Борис Феоктистович Сафонов, Иван Алексеевич Воробьёв, Михаил Георгиевич Фомичев. 41 туляк стал полным кавалером орденов Славы.
Разгромом Фашистской Германии и милитаристской Японии закончилась вторая мировая война.
На основе закона ''О демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии'' принятого 23 июня 1945 г. ХП сессией Верховного Совета СССР, демобилизации подлежали 33 призывных возраста в шесть очередей. Вначале должны были уволиться военнослужащие 13 старших возрастов. При этом демобилизацию требовалось провести в короткие сроки без ущерба для боевой готовности войск.
Военкоматы и отделы государственного обеспечения исполкома городских и районных Советов всячески старались улучшить материально-бытовое положение семей демобилизованных. При активном содействии военкоматов ремонтировались дома и квартиры, колхозами выделялся скот, выдавались единовременные пособия. Работа по трудоустройству велась в очень больших масштабах.
Военные комиссариаты всегда особое внимание уделяли увековечению памяти бойцов и командиров, погибших в боях. Они устанавливают места захоронений, совместно с органами власти, воинскими частями проводят работу по благоустройству воинских кладбищ и братских могил. Только на нашей территории Тульской области 433 воинских захоронений, в которых покоится прах 49720 воинов.
Появление новых видов техники и оружия требовало новых подходов в подготовке молодежи к службе в армии.
Развивались шефские связи с воинскими частями. Призывники соревновались за право служить именно в подшефных частях.
Военные комиссариаты на высоком уровне организовывали проводы призывников, которые буквально превращались в народные праздники и оставляли в сердцах будущих воинов незабываемые впечатления. Особенно высоких показателей в подготовке юношей к военной службе добилась в 60-е годы и наша Тульская область.
В настоящее время Российская Федерация переживает сложный и ответственный период своего развития. Как показывает исторический опыт, в переломные эпохи жизни нашей страны, Вооруженные Силы всегда подвергались глубокому реформированию.
16 июля 1997 года Президент России подписал Указ ''О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры'' В условиях проведения военной реформы возрастает место и роль мобилизационной готовности. Сегодня наше руководство волнует и качество призывников
Военкоматы сегодня не только связующее звено между армией и народом, но и рабочие органы Генерального штаба Вооруженных Сил России. Именно с военных комиссариатов начинается армия, начинается путь человека в ее ряды. Военкоматы обеспечивают координацию усилий военных и гражданских властей по укомплектованию Вооруженных Сил.
С принятием в 1996 году Федерального Закона РФ ''Об обороне'' значительно возросли функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны Эти органы обеспечивают исполнение всеми государственными структурами, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами Российской Федерации законодательства в области обороны.
Военные комиссариаты Тульской области не являются исключением. Сотни офицеров, лиц гражданского персонала честно, добросовестно и с усердием выполняют возложенные на них обязанности. 30% военных комиссаров имеют высшее военное образование, более 50% офицеров в возрасте до 40 лет. Успешно выполняют свои обязанности ветераны военной службы: РАСКОСОВ Николай Михайлович, ПОДОПРИГОРА Дмитрий Иванович, ОСИПОВА Татьяна Филипповна, КРАСНОПЕРОВ Александр Николаевич и многие другие.
.В нашей области сложилась четкая система работы по взаимодействию с различными структурами власти, средствами массовой информации, общественными организациями, воинскими частями и учреждениями в интересах выполнения задач, стоящих перед военными комиссариатами.
Проходят годы, меняются политики, происходят перемены в общественно-экономическом укладе жизни общества, но Россия как государство будет всегда, пока есть Вооруженные Силы, есть военные комиссариаты, способные непосредственно исполнять задачи оборонного характера
Положение о военных комиссариатах утверждено Указом Президента Российской Федерации от 15,, 10,,1999 года №1372,.
На военные комиссариаты в интересах Вооруженных Сил РФ и других войск возлагаются:
1. Разработка планов проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов, предложений по вопросам удовлетворения мобилизационных потребностей для ВС РФ и других войск за счет местных ресурсов исходя из возможностей области, а также совершенствование базы мобилизационного развертывания.
2. Проведение призыва людских ресурсов, поставка транспорта в сроки и объемах, установленных мобилизационным планом накопление людских ресурсов на военное время с целью комплектования соединений, воинских частей и подразделений ВС РФ и других войск по мобилизационному плану,,
3. Участие совместно с ГИБДД в проведении государственного технического осмотра автотранспортных средств, отобранных по спискам военных комиссариатов к поставке в ВС РФ и другие войска.
4. Контроль за накоплением предприятиями индивидуальных комплектов запасных частей и принадлежностей для отобранной к поставке техники, а также за готовностью предприятий» автомобильных колонн войскового типа к выполнению мобилизационного задания по поставке техники в ВС РФ и другие войска.
5. Проведение практических занятий с гражданами, пребывающими в запасе и предназначенными для, доукомплектования военного комиссариата до штатов военного времени, привлекаемыми в аппарат усиления, с работниками кадровых и военно-учетных органов предприятий, а также врачами-специалистами, средним медицинским персоналом и техническими работниками, привлекаемыми для обеспечения мобилизационных мероприятий, подготовки и призыва граждан на военную службу и отбора для поступления на военную службу по контракту, а также на военные сборы.
6. Обеспечение своевременного и полного выполнения планов призыва граждан на военную службу и их отправки в ВС РФ и другие войска, а также планов отбора граждан для поступления на военную службу по контракту.
7. Участие совместно с органами здравоохранения в контроле за медицинским обследованием и освидетельствованием граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет или призыву на военную службу.
8. Содействие образовательным учреждениям среднего (полного) общего образования и образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования в проведении обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе.