ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Постановление
от 21 декабря 2004 г. № 820 О государственном пожарном надзоре
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном пожарном надзоре.
2. Установить предельную численность сотрудников федеральной противопожарной
службы, осуществляющих функции государственного пожарного надзора, в количестве
21110 единиц.
3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти внести в
3-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект федерального закона
о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях в части уточнения перечня должностных лиц органов
государственного пожарного надзора.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2005 г.
Председатель Правительства Российской
Федерации М. Фрадков
Утверждено постановлением
Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 820 положение о
государственном пожарном надзоре
1. В целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации
должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной
противопожарной службы (далее - органы государственного пожарного надзора),
являющиеся государственными инспекторами по пожарному надзору, в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, осуществляют деятельность
по проверке соблюдения федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее -
организации), гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами
без гражданства (далее - граждане), а также должностными лицами требований
пожарной безопасности.
2. Основной задачей государственного пожарного надзора является защита жизни и
здоровья граждан, их имущества, государственного и муниципального имущества, а
также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий.
3. К органам государственного пожарного надзора относятся:
1) структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы
организации и осуществления государственного пожарного надзора;
2) управления государственного пожарного надзора территориальных органов
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональных центров по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий;
3) управления (отделы, отделения) государственного пожарного надзора
территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий -
органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской
Федерации, и их территориальные отделы (отделения, инспекции);
4) отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного надзора
подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации
профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных
образованиях.
4. Деятельность органов государственного пожарного надзора осуществляется на
основе подчинения нижестоящих органов государственного пожарного надзора
вышестоящим.
5. Органы государственного пожарного надзора руководствуются в своей
деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и
Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской
Федерации, нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, а также настоящим Положением.
6. Органы государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции:
1) организуют и осуществляют надзор за соблюдением требований пожарной
безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
2) проводят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по
делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;
3) ведут в установленном порядке производство по делам об административных
правонарушениях в области пожарной безопасности;
4) осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной
статистической отчетности по пожарам и их последствиям;
5) определяют должностных лиц органов государственного пожарного надзора для
проведения мероприятий по контролю и для включения в состав комиссий по выбору
площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных
строительством (реконструкцией) объектов;
6) осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в
том числе с органами государственного контроля (надзора), органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам
обеспечения пожарной безопасности;
7) рассматривают обращения и жалобы граждан и организаций по вопросам
обеспечения пожарной безопасности.
7. Органы государственного пожарного надзора имеют печати с изображением
Государственного герба Российской Федерации, штампы и бланки установленного
образца со своим наименованием.
8. Осуществлять деятельность от имени органов государственного пожарного надзора
вправе следующие государственные инспекторы по пожарному надзору:
1) главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору -
главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору,
пользующийся правами заместителя Министра Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий;
2) заместители главного государственного инспектора Российской Федерации по
пожарному надзору - начальник структурного подразделения центрального аппарата
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого
входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, и
его заместители;
3) государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору -
сотрудники структурного подразделения центрального аппарата Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят
вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора,
сотрудники управлений государственного пожарного надзора территориальных органов
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - региональных центров по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий;
4) главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по
пожарному надзору и их заместители - соответственно начальники управлений
(отделов, отделений) государственного пожарного надзора территориальных органов
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально
уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, и их
заместители;
5) государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному
надзору - сотрудники управлений (отделов, отделений) государственного пожарного
надзора территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны
и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам
Российской Федерации;
6) главные государственные инспекторы закрытых административно-территориальных
образований по пожарному надзору и их заместители - соответственно начальники
отделов (отделений, инспекций, групп) государственного пожарного надзора
подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации
профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных
образованиях, и их заместители;
7) государственные инспекторы закрытых административно-территориальных
образований по пожарному надзору - сотрудники отделов (отделений, инспекций,
групп) государственного пожарного надзора подразделений федеральной
противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения
пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях;
8) главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской
Федерации по пожарному надзору и их заместители - соответственно начальники
территориальных отделов (отделений) государственного пожарного надзора
управлений (отделов, отделений) государственного пожарного надзора
территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий -
органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской
Федерации, и их заместители;
9) государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации
по пожарному надзору - сотрудники территориальных отделов (отделений)
государственного пожарного надзора управлений (отделов, отделений)
государственного пожарного надзора территориальных органов Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных
решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
9. Государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации
по пожарному надзору и государственные инспекторы закрытых
административно-территориальных образований по пожарному надзору имеют право:
1) осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований
пожарной безопасности организациями, а также должностными лицами и гражданами;
2) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений
организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля
за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;
3) требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции,
если они относятся к предмету проверки;
4) входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при
наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности,
создающем угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей;
5) давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям,
должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по
устранению нарушений требований пожарной безопасности;
6) проводить в организациях, выполняющих проектные и проектно-изыскательские
работы, выборочные проверки для определения соответствия разрабатываемой ими
проектной и проектно-сметной документации требованиям пожарной безопасности;
7) приостанавливать в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, полностью или частично работу производственных участков, агрегатов,
эксплуатацию помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушения
требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или)
угрозу безопасности людей, если это не влечет за собой прекращения
функционирования здания (сооружения) или производства в целом;
8) вносить в соответствующие организации и представлять соответствующим
должностным лицам в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях, представления об устранении причин и условий,
способствующих совершению административных правонарушений в области пожарной
безопасности;
9) участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок
(трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством
(реконструкцией) объектов;
10) составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях
и назначать в соответствии с законодательством Российской Федерации
административные наказания за нарушения требований пожарной безопасности.
10. Главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской
Федерации по пожарному надзору и их заместители, а также главные государственные
инспекторы закрытых административно-территориальных образований по пожарному
надзору и их заместители пользуются правами, указанными в пункте 9 настоящего
Положения, а также имеют право:
1) осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований
пожарной безопасности органами местного самоуправления;
2) давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям,
должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по
обеспечению пожарной безопасности в отношении товаров (работ, услуг), снятию с
производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ,
услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;
3) вызывать в органы государственного пожарного надзора должностных лиц и
граждан в связи с находящимися в производстве делами и материалами о пожарах,
получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии;
4) приостанавливать полностью или частично в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, работу организаций (отдельных
производств), производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий,
сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушения
требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и (или)
угрозу безопасности людей, а также в случае невыполнения этих требований при
проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении,
техническом переоснащении организаций, зданий, сооружений и других объектов;
5) вносить в органы местного самоуправления предложения об установлении особого
противопожарного режима на соответствующей территории;
6) вносить в органы местного самоуправления предложения о выполнении мер
пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые
нижестоящими государственными инспекторами по пожарному надзору.
11. Государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному
надзору пользуются правами, указанными в пунктах 9 и 10 настоящего Положения, а
также имеют право рассматривать в установленном порядке в части соблюдения
требований пожарной безопасности градостроительную и проектно-сметную
документацию на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и
техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов при
обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности или
при отсутствии указанных требований.
12. Главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по
пожарному надзору и их заместители пользуются правами, указанными в пунктах 9-11
настоящего Положения, а также имеют право:
1) осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований
пожарной безопасности органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации;
2) вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации
предложения о выполнении мер пожарной безопасности в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
3) вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации
предложения об установлении особого противопожарного режима на территориях
субъектов Российской Федерации.
13. Государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору
пользуются правами, указанными в пунктах 9-12 настоящего Положения, а также
имеют право осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением
требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти.
14. Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору
и его заместители наделяются правами, установленными законодательством
Российской Федерации, в полном объеме.
15. Должностным лицам органов государственного пожарного надзора выдаются
соответствующие служебные удостоверения и должностные печати. Образцы служебных
удостоверений и должностных печатей, а также порядок их выдачи определяются
Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
16. Должностные лица органов государственного пожарного надзора обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с
законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и
пресечению нарушений требований в области пожарной безопасности;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы
организаций и граждан;
3) проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с
распоряжениями органов государственного пожарного надзора о проведении
мероприятий по контролю в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации;
4) посещать объекты (территории и помещения) организаций в целях проведения
мероприятий по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при
предъявлении служебных удостоверений и распоряжений органов государственного
пожарного надзора о проведении мероприятий по контролю;
5) не препятствовать представителям организаций присутствовать при проведении
мероприятий по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предметам
их проверок;
6) предоставлять руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям
либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятий по контролю,
необходимую информацию;
7) знакомить руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;
8) при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать
соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для
жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать
необоснованного ограничения прав и законных интересов граждан и организаций;
9) доказывать законность своих действий при их обжаловании в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации;
10) проводить в ходе мероприятий по контролю разъяснительную работу по
применению законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности;
11) соблюдать коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
17. Должностные лица органов государственного пожарного надзора за ненадлежащее
исполнение своих обязанностей несут ответственность в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
18. Правами и обязанностями государственных инспекторов по пожарному надзору
могут быть наделены граждане Российской Федерации, имеющие высшее или среднее
специальное образование, проходящие службу в Министерстве Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий, аттестованные на соответствие квалификационным требованиям,
установленным Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
19. Научно-техническое обеспечение деятельности органов государственного
пожарного надзора осуществляется подведомственными Министерству Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий пожарно-техническими научно-исследовательскими и
образовательными учреждениями, создаваемыми в установленном порядке.
20. Контроль (надзор) за соблюдением требований пожарной безопасности на
объектах Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы охраны
Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и
Службы внешней разведки Российской Федерации осуществляется в порядке,
установленном положениями об их ведомственной пожарной охране, согласованными с
главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору.
21. Настоящее Положение не распространяется на порядок осуществления контроля
(надзора) за соблюдением требований пожарной безопасности в лесном фонде
Российской Федерации и лесах, не входящих в лесной фонд Российской Федерации, а
также на подземных объектах и при производстве, транспортировке, хранении,
использовании и утилизации взрывчатых материалов в организациях, ведущих
взрывные работы с использованием взрывчатых материалов промышленного назначения.
22. Финансовое и материально-техническое обеспечение органов государственного
пожарного надзора является расходным обязательством Российской Федерации.