Постановление Правительства Российской Федерации

от 4 сентября 2003 г.  № 547   г. Москва

 

О подготовке населения в области защиты

от чрезвычайных ситуаций природного

и техногенного характера

 

В соответствии с Федеральным зако­ном «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и в целях совершен­ствования подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера Прави­тельство Российской Федерации постано­вляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. Установить, что подготовка населе­ния в области защиты от чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характе­ра (далее именуются — чрезвычайные си­туации) организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется         по соответствующим группам в организациях (в том числе в образовательных учреждениях), а также по месту жительства.   

3. Методическое руководство, координацию и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных си­туаций возложить на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.                                                                        

4. Министерству образования Россий­ской Федерации с участием Министерства Российской Федерации по делам граждан­ской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бед­ствий при разработке государственных образовательных стандартов и образова­тельных программ предусматривать обя­зательный минимум подготовки лиц, обу­чающихся в общеобразовательных учре­ждениях и учреждениях начального, сред­него и высшего профессионального образования, в области защиты от чрезвычай­ных ситуаций.

5. Министерству Российской Федера­ции по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Мини­стерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным си­туациям и ликвидации последствий сти­хийных бедствий и другим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации и органам местного само­управления обеспечивать пропаганду зна­ний в области защиты населения от чрез­вычайных ситуаций, в том числе с исполь­зованием средств массовой информации.

6. Признать утратившим силу постано­вление Правительства Российской Феде­рации от 24 июля 1995г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» (Собрание за­конодательства Российской Федерации, 1995, № 31, ст. 3128).

 

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.Касьянов

Положение о подготовке населения

в области защиты от чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера

 

1 Настоящее Положение определяет группы населения, проходящие обязатель­ную подготовку в области защиты от чрез­вычайных ситуаций природного и техно­генного характера (далее именуются — чрезвычайные ситуации), а также основ­ные задачи и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях.

2. Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:

а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государствен­ной системы предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций (далее имену­ются — работающее население);

б) лица, не занятые в сфере производ­ства и обслуживания (далее именуются — неработающее население);

в) лица, обучающиеся в общеобразо­вательных учреждениях и учреждениях на­чального, среднего и высшего профессио­нального образования (далее именуются — обучающиеся);

г) руководители органов государствен­ной власти, органов местного самоуправ­ления и организаций;

д) работники федеральных органов ис­полнительной власти, органов исполни­тельной власти субъектов Российской Фе­дерации, органов местного самоуправле­ния и организаций, специально уполномо­ченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы преду­преждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются — уполномо­ченные работники);

е) председатели комиссий по чрезвы­чайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполни­тельной власти субъектов Российской Фе­дерации, органов местного самоуправле­ния и организаций (далее именуются — председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям).

3. Основными задачами при подготов­ке населения в области защиты от чрезвы­чайных ситуаций являются:

а) обучение населения правилам пове­дения, основным способам защиты и дей­ствиям в чрезвычайных ситуациях, прие­мам оказания первой медицинской помо­щи пострадавшим, правилам пользования средствами индивидуальной и коллектив­ной защиты;

б) выработка у руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций навыков управления силами и средствами, входя­щими в состав единой государственной си­стемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) совершенствование практических навыков руководителей органов государ­ственной власти, органов местного само­управления и организаций, а также предсе­дателей комиссий по чрезвычайным ситуа­циям в организации и проведении меро­приятий по предупреждению чрезвычай­ных ситуаций и ликвидации их последст­вий;

г) практическое усвоение уполномо­ченными работниками в ходе учений и тре­нировок порядка действий при различных режимах функционирования единой госу­дарственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а так­же при проведении аварийно-спасатель­ных и других неотложных работ.

4. Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:

а) для работающего населения — про­ведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;

б) для неработающего населения — проведение бесед, лекций, просмотр учеб­ных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памя­ток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных си­туаций;

в) для обучающихся — проведение за­нятий в учебное время по соответствую­щим программам в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дис­циплины «Безопасность жизнедеятельно­сти», утверждаемым Министерством обра­зования Российской Федерации по согла­сованию с Министерством Российской Фе­дерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

г) для руководителей органов государ­ственной власти — повышение квалифи­кации в Российской академии государст­венной службы при Президенте Россий­ской Федерации, проведение самостоятельной работы с нормативными докумен­тами по вопросам организации и осуществ­ления мероприятий по защите от чрезвы­чайных ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводи­мых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов испол­нительной власти и органов исполнитель­ной власти субъектов Российской Федера­ции;

д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и орга­низаций, уполномоченных работников — повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.

5. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обя­занностей в области защиты от чрезвычай­ных ситуаций, переподготовка или повы­шение квалификации в течение первого года работы является обязательной Повы­шение квалификации может осуществ­ляться по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных техноло­гий.

6. Повышение квалификации в облас­ти защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:

а) председатели комиссий по чрезвы­чайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполни­тельной власти субъектов Российской Фе­дерации и организаций — в Академии гра­жданской защиты Министерства Россий­ской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик видации последствий стихийных бедствий;

б) руководители и председатели ко­миссий по чрезвычайным ситуациям орга­нов местного самоуправления и организа­ций — в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным си­туациям субъектов Российской Федера­ции;

в) уполномоченные работники — в учебных заведениях Министерства Рос­сийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик­видации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методиче­ских центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

Повышение квалификации преподава­телей дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и преподавателей — орга­низаторов курса «Основы безопасности жизнедеятельности» по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях осуществляет­ся в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам граждан­ской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедст­вий, учреждениях повышения квалифика­ции Министерства образования Россий­ской Федерации и других федеральных ор­ганов исполнительной власти, являющихся учредителями образовательных учрежде­ний, учебно-методических центрах по гра­жданской обороне и чрезвычайным ситуа­циям субъектов Российской Федерации.

7. Совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения командно-штабных, так­тико-специальных и комплексных учений и тренировок.

8. Командно-штабные учения продол­жительностью до 3 суток проводятся в фе­деральных органах исполнительной власти и в органах исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления — 1 раз в 3 года Командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях про­водятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

К проведению командно штабных уче­ний в федеральных органах исполнитель­ной власти, органах исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации и ор­ганах местного самоуправления могут в ус­тановленном порядке привлекаться опера­тивные группы военных округов, гарнизо­нов, соединений и воинских частей Воору­женных Сил Российской Федерации, внут­ренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и органов внут­ренних дел Российской Федерации, а так­же по согласованию с органами исполни тельной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления — силы и средства единой государственной системы предупреждения и лик видации чрезвычайных ситуаций.

9. Тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее именуются — формирования) организаций 1 раз в 3 года, а с участием формирований постоянной готовности — 1 раз в год.

10. Комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях 1 раз 3 года проводятся тренировки пpoдoлжительностью до 8 часов.

11. Тренировки в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования проводятся ежегодно.

12. Лица, привлекаемые на учения тренировки в области защиты от чрезвычайных ситуаций, должны быть проинформированы о возможном риске при их  пpоведении.

13. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

а) осуществляет координацию, методическое руководство и контроль за подготовкой населения в области защиты чрезвычайных ситуаций;

б) определяет перечень уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Рос­сийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик­видации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методиче­ских центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Рос­сийской Федерации и на курсах граждан­ской обороны муниципальных образова­ний;

в) разрабатывает и утверждает при­мерные программы обучения в учебных за­ведениях Министерства Российской Феде­рации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учебно методических центрах по гражданское обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, а также работающего населения;

г) согласовывает программы обучения уполномоченных работников в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений, федеральный компонент государственных образовательных стандартов и примерные программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для образовательных учреждений профессионального образования.

14. Финансирование подготовки руководителей, председателей комиссий по  чрезвычайным ситуациям и уполномоченных работников федеральных органов исполнительной власти, председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и проведения федеральными органами исполнительной власти учений и тренировок в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.

Финансирование содержания учебно-методических центров по гражданской  обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, подготовки  уполномоченных   работников  территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также проведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации учений и тренировок осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Финансирование подготовки председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления уполномоченных работников соответствующего звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, содержания курсов гражданской обороны муниципальных образований, подготовки неработающего населения, а  также проведения органами местного самоуправления учений и тренировок ocyществляется за счет средств местных бюджетов.

Финансирование подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, подготовки и аттестации формирований, а также проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет организаций

назад

Hosted by uCoz