Организационно-методические указания

по  подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы

 

Изучение и анализ результатов совместной деятельности МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, определенной постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» и от 4 сентября 2003 г.  № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», показывают, что задачи обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001-2005 годы в основном выполнены.

Совершенствование единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций позволило увеличить охват и повысить эффективность обучения всех категорий населения способам защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера.

Наиболее качественно и целенаправленно обучение населения в области гражданской  обороны  и  защиты  от чрезвычайных  ситуаций  проводилось  в

Минобрнауки России, Минтрансе России, Минюсте России, ОАО «Газпром», республиках Коми, Татарстан и Удмуртской  Республике, Краснодарском и Ставропольском краях, Амурской, Брянской, Вологодской, Курганской, Курской, Магаданской, Московской и Омской областях, г. Москве.

Вместе с тем, существующая единая система подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не в полной мере соответствует качественным изменениям всего спектра угроз безопасности жизнедеятельности населения. Продолжают иметь место недостатки, влияющие на комплексное и качественное решение задач обучения населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее – безопасность жизнедеятельности).  Основными из них являются:

не везде внесены изменения в нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальные правовые акты по организации обучения населения в области безопасности жизнедеятельности с учетом требований ст.16, 40 и 96 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, положений постановлений Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» и от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

отдельные федеральные органы исполнительной власти заявки на повышение квалификации соответствующих должностных лиц и работников  гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ГО и РСЧС) в Академию гражданской защиты МЧС России не представляют и на обучение их не направляют;

рабочие программы обучения различных категорий населения в некоторых субъектах Российской Федерации разработаны без учета особенностей субъекта и специфики экономической деятельности организаций;

 учебная материальная база для обучения населения совершенствуется медленно и не в полной мере обеспечивает качественное проведение занятий, особенно практических;

работа по обустройству многих учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации  (далее - УМЦ ГОЧС) и курсов гражданской обороны муниципальных образований  (далее - курсы ГО) ведется без должной инициативы и настойчивости;

 пропускная способность некоторых УМЦ ГОЧС и курсов ГО не обеспечивает обучение должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС с периодичностью, определенной  постановлениями Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г № 547 и от 2 ноября 2000 г. № 841, а учебная нагрузка преподавателей УМЦ ГОЧС и курсов ГО не соответствует нормативным требованиям;

программы переподготовки и повышения квалификации должностных лиц и работников ГО и РСЧС в ряде образовательных учреждений федеральных органов исполнительной власти с МЧС России не согласованы, как того требует постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547;

обучение работающего населения в управленческих структурах, на малочисленных предприятиях и в организациях проводится на низком уровне, что является  следствием отсутствия в штатных расписаниях работников, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;

слабым звеном в общей системе подготовки населения продолжает оставаться работа с неработающим населением. Создание и организация функционирования учебно-консультационных пунктов на территории городов, не отнесенных к группам по гражданской обороне, а также при администрациях сельских поселений идет крайне медленно;

в отдельных субъектах Российской Федерации не налажено должное взаимодействие между органами управления образованием и территориальными органами МЧС России по организации и материальному обеспечению изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (далее БЖД);

укомплектованность школ штатными преподавателями-организаторами курса ОБЖ низкая. Только 30% общеобразовательных учреждений имеют специализированные классы по курсу ОБЖ;

должностные лица и специалисты органов управления ГО и РСЧС всех уровней, спасательных и пожарных формирований недостаточно активно участвуют в проведении занятий в УМЦ ГОЧС и на курсах ГО, а также в образовательных учреждениях по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД;

в отдельных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования не уделяется должного внимания вопросам повышения квалификации  преподавателей дисциплины БЖД.

Указанные недостатки, неконкретная и малоэффективная работа по их устранению являются свидетельством ослабления внимания руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также ряда должностных лиц ГО и РСЧС всех уровней к этой важнейшей задаче защиты населения.

 В целях совершенствования и комплексного решения задач подготовки населения в области  безопасности жизнедеятельности

 

ПРЕДЛАГАЮ:

Главной задачей по подготовке населения Российской Федерации в 2006-2010 годах в области безопасности жизнедеятельности считать  развитие единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  с учетом обучения населения вопросам пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, расширение ее возможностей, в том числе за счет  создания Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, совершенствование  организации подготовки населения на основе требований новых нормативных правовых актов.

 

2. Основные усилия  в работе по выполнению главной задачи   сосредоточить на:

обеспечении выполнения положений законодательных и нормативных правовых актов по  подготовке населения в области безопасности жизнедеятельности;

соблюдении  необходимой периодичности повышения квалификации руководителей всех уровней управления по вопросам гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также внедрении при их обучении новых программ и современных технологий подготовки, в том числе дистанционного обучения;

уточнении программ обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций с учетом подготовки всех категорий населения по вопросам обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

создании и развитии современной учебной материально-технической базы  для подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности;   

реализации проекта по совершенствованию обеспечения населения информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций с использованием современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей.

 

3. Обучение населения в области безопасности жизнедеятельности осуществлять в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проводить в образовательных учреждениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, в УМЦ ГОЧС, на курсах  ГО, по месту работы, учебы и жительства граждан.

 

4. В целях совершенствования организации и осуществления обучения населения в области безопасности жизнедеятельности:

Руководителям федеральных органов исполнительной власти:

проанализировать состояние обучения должностных лиц и специалистов  ГО и РСЧС, других работников центральных аппаратов и подведомственных организаций, определить пути и формы совершенствования обучения по всему комплексу безопасности жизнедеятельности;

организовать разработку соответствующих планирующих и распорядительных документов по вопросу организации обучения населения в области безопасности жизнедеятельности;

повысить эффективность организационно-методического руководства и контроля за подготовкой руководителей и личного состава спасательных служб и спасательных формирований, а также работников организаций, находящихся в сфере ведения этих органов, в области безопасности жизнедеятельности;

организовать работу по внедрению в подведомственных образовательных учреждениях новых программ и современных методик обучения учащихся и студентов по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД;

активизировать работу по внедрению новых технических средств и технологий обучения в области безопасности жизнедеятельности:

в ходе проведения учений и тренировок во взаимодействии с привлекаемыми силами и средствами продолжить совершенствование практических навыков всех категорий населения в области безопасности жизнедеятельности;

обеспечить контроль за своевременным и полным выполнением  планов обучения должностных лиц и работников ГО и РСЧС, а также  других работников центральных аппаратов и подведомственных организаций;

принять меры по совершенствованию организации и осуществлению пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности;

совместно с заинтересованными органами и организациями обеспечить реализацию требований совместного приказа МЧС России, МВД России и ФСБ России от 31.05 2005 г. № 428/432/ 321 «О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуаций и угрозе террористических акций»,  зарегистрированного  в Минюсте России 9.06.2005 за № 6 700.

Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на соответствующих территориях:

организовать приведение нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов по организации обучения населения в области безопасности жизнедеятельности в соответствие с требованиями ст. 16, 40, 91, 96 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, федеральных законов от 6 августа 1999 г. № 184-ФЗ, от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, других законодательных и нормативных правовых актов;

повысить ответственность руководителей всех уровней за организацию обучения населения в области безопасности жизнедеятельности  и изучения в образовательных учреждениях курса ОБЖ и дисциплины БЖД;

организовать внесение необходимых уточнений (с учетом особенностей региона) в программы подготовки должностных лиц и работников ГО и РСЧС, проходящих обучение в УМЦ ГОЧС и на курсах ГО;

планировать рассмотрение не реже одного раза в год на заседаниях соответствующих комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности вопросов организации и хода обучения населения в области безопасности жизнедеятельности и осуществлять контроль за выполнением принятых решений;

разработать и осуществить комплекс мер по обустройству УМЦ ГОЧС, курсов ГО,  учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и  всестороннему обеспечению  их деятельности, а также оптимизации штатной численности УМЦ ГОЧС и курсов ГО на основе расчета объема учебной работы согласно Методическим рекомендациям (приложение 1);

при внедрении в учебный процесс УМЦ ГОЧС дистанционного обучения руководствоваться Порядком использования дистанционных образовательных технологий, утвержденным приказом Минобрнауки России от 6 мая  2005 г. № 137, зарегистрированным в Минюсте России 2 августа 2005 г. за №  6862;

организовать эффективный контроль за организацией и ходом обучения населения, а также полнотой и качеством разработки организационных, планирующих и отчетных документов по подготовке населения;

обеспечить разработку ежегодного комплексного плана мероприятий по обучению неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности и его выполнение с привлечением соответствующих органов управления и подведомственных им учреждений культуры, связи и информации, образования, здравоохранения, торговли, транспорта, коммунального хозяйства и др., а также организаций, деятельность которых связана с массовым пребыванием людей;

совместно с территориальными органами МЧС  России в ходе  учений и тренировок совершенствовать навыки в практических действиях комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также должностных лиц ГО и РСЧС;

усилить контроль  за выполнением перспективных планов совершенствования учебно-материальной базы по обучению всех категорий населения в области безопасности жизнедеятельности;

продолжить разработку и издание (в том числе и на языках народов Российской Федерации) учебной литературы и наглядных пособий по безопасности жизнедеятельности, организовать обеспечение ими населения в необходимом объеме;

совместно с территориальными органами МЧС России организовать подбор мест размещения технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей, а также предоставление имеющихся технических средств информации и времени для решения вопросов обучения населения в области безопасности жизнедеятельности, а также его своевременного информирования;

определить конкретные мероприятия по организации укомплектования и повышения квалификации преподавателей-организаторов курса ОБЖ и преподавателей дисциплины БЖД, поддержанию, дальнейшему развитию и совершенствованию учебной материальной базы для подготовки обучаемых по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД;

планировать и проводить семинары-совещания с руководителями образовательных учреждений по повышению эффективности изучения курса ОБЖ и дисциплины БЖД, внедрению современных методик и технических средств в  процесс обучения;

проработать вопросы создания и оснащения специализированных классов для изучения курса ОБЖ и дисциплины БЖД, обеспечения образовательных учреждений учебной литературой и наглядными пособиями по тематике безопасности жизнедеятельности;

планировать и ежегодно проводить с учетом особенностей региона соревнования «Школа безопасности» или полевые лагеря «Юный спасатель»;

планировать и совместно с территориальными органами МЧС России организовывать ежегодное проведение конкурса «Учитель года по курсу ОБЖ» и «Преподаватель года по дисциплине БЖД».

Руководителям организаций:

проанализировать вопросы  организации и осуществления обучения работников организаций в области безопасности жизнедеятельности, в том числе и личного состава аварийно - спасательных формирований (далее – АСФ), определить задачи и мероприятия по их совершенствованию;

внести в программы обучения работающего населения  и нештатных АСФ необходимые уточнения и дополнения с учетом особенностей деятельности организации, специфики решаемых задач, а также обучения их в области пожарной безопасности и безопасности на водных объектах.  Базовую подготовку нештатных АСФ организовывать и осуществлять в соответствии с Примерной программой обучения нештатных АСФ (приложение  2);

основное  внимание при обучении работников организаций и личного состава формирований направить на повышение уровня практических навыков по выполнению задач согласно предназначения, а также при действиях в чрезвычайных ситуациях и пожарах;

в ходе  учений и тренировок отрабатывать приемы и способы действий в чрезвычайных ситуациях и при угрозе террористических акций, эвакуации работников, материальных и культурных ценностей, а также вырабатывать необходимые морально-психологические качества, требуемые в экстремальных ситуациях;

принять необходимые меры по оснащению и поддержанию в рабочем состоянии имеющейся учебно-материальной базы, а также по ее эффективному использованию и совершенствованию.

Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны,        чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - региональный центр МЧС России):

продолжить целенаправленную деятельность по организации, методическому руководству и контролю за реализацией положений федеральных законов «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных  ситуаций природного и  техногенного характера»,    «Об образовании»,  «О пожарной безопасности», постановлений Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2002 г. № 841 № «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также других нормативных правовых актов  в области безопасности жизнедеятельности;

основные усилия при решении вопросов обучения населения в области безопасности жизнедеятельности сосредоточить на методическом руководстве и осуществлении контроля за организацией подготовки должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, нештатных АСФ и неработающего населения;

ежегодно проводить анализ результатов деятельности регионального центра МЧС России по подготовке населения в области безопасности жизнедеятельности и ставить задачи по совершенствованию организации и повышению качества обучения всех категорий  населения;

организовать своевременную разработку распорядительных, организационных и планирующих документов по организации обучения населения в области безопасности жизнедеятельности, усилить контроль за их выполнением;

продолжить оказание необходимой методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской федерации, организациям, УМЦ ГОЧС и курсам ГО в организации обучения населения и совершенствовании учебно-материальной базы;

организовать ежегодное проведение межрегионального смотра-конкурса на лучшую учебно-материальную базу по безопасности жизнедеятельности и конкурсов «Учитель года по курсу ОБЖ» и «Преподаватель года по дисциплине БЖД», результаты которых отражать в приказах по итогам учебного года;

усилить контроль за ходом и качеством обучения  всех групп населения по вопросам безопасности жизнедеятельности, своевременным уточнением рабочих программ обучения. Обеспечить качественное выполнение планов проведения учений и тренировок;

совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации продолжить работу по организации внеклассного обучения учащихся по безопасности жизнедеятельности и патриотическому воспитанию молодежи путем проведения ежегодных региональных и межрегиональных соревнований «Школа безопасности» и полевых лагерей «Юный спасатель»;

активизировать деятельность по организации информирования населения с использованием технических средств массовой информации и по иным каналам о чрезвычайных ситуациях, мерах по обеспечению безопасности населения при угрозе террористических акций, а также приемах и способах действий при чрезвычайных ситуациях, пожарах и террористических акциях;

принять меры по оказанию необходимой помощи в подборе мест размещения технических средств информации в местах массового пребывания людей в рамках реализации проекта Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.

Начальникам главных управлений МЧС России по  субъектам Российской Федерации:

активизировать работу с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по внесению изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты по организации  обучения населения в  области безопасности жизнедеятельности с учетом требований ст. 16, 40, 91 и 96 Федерального закона от 22 августа № 122-ФЗ, федеральных законов от 6 августа 1999 г. № 184-ФЗ, от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, а также постановлений Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 и от 4 сентября 2003 г. № 547;

ежегодно анализировать качество организации и осуществления обучения всех категорий населения в области безопасности жизнедеятельности. В распорядительных и планирующих документах определять задачи и мероприятия по развитию единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций с учетом обучения всех категорий населения вопросам  обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

усилить контроль за деятельностью должностных лиц ГО и РСЧС, органов, специально уполномоченных на решение задач в области  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления  и структурных подразделений  организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны  по организации обучения населения в области безопасности жизнедеятельности;

принять меры к своевременному внесению уточнений в рабочие программы обучения различных категорий населения с учетом особенностей регионов и специфики экономической деятельности организаций;

обеспечить регулярное привлечение руководящего состава и специалистов  территориальных органов МЧС России, спасательных и пожарных формирований  для проведения занятий в УМЦ ГОЧС и на курсах ГО, а также в учреждениях образования по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД;

организовать согласованную работу с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководителями организаций по повышению качества обучения различных категорий населения, развитию и совершенствованию учебно-материальной базы для обучения в области  безопасности жизнедеятельности, а также проведения учений и  тренировок;

продолжить целенаправленную работу по организации и контролю за ведением учета обучения всех групп населения в области безопасности жизнедеятельности, а также за выполнением планов комплектования слушателями УМЦ ГОЧС и курсов ГО;

организовать тесное взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при  решении задач повышения эффективности функционирования, укомплектованности и оснащенности УМЦ ГОЧС, курсов ГО и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне;

обеспечить качественный подбор и бережное отношение к кадрам, решающим задачи обучения населения. Повысить эффективность контроля за повышением квалификации преподавателей дисциплины БЖД и преподавателей-организаторов курса ОБЖ;

совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации обеспечить методическое руководство ежегодной корректировкой учебно-методических материалов, внедрением новых учебных программ и современных методов обучения по вопросам безопасности жизнедеятельности, а также применением современных технических средств в процессе обучения;

активнее использовать современные технические средства при обучении, информировании и оповещении населения по вопросам безопасности жизнедеятельности;

обеспечить методическое руководство разработкой и изданием (в том числе и на языках народов Российской Федерации) литературы и наглядных пособий по обучению населения в области безопасности жизнедеятельности, а также контроль за полнотой обеспечения ими населения;

организовать в соответствии с совместным приказом МЧС России, МВД России и ФСБ России от 31.05 2005 г. № 428/432/ 321 выполнение мероприятий по размещению современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей и эффективного их использования в целях подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности, а также своевременное информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций.

Начальнику Академии гражданской защиты МЧС России:

совершенствовать организацию повышения квалификации должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

основной задачей при повышении квалификации должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации считать формирование у обучаемых глубоких и твердых знаний и профессионализма в практической деятельности по вопросам организации и выполнения мероприятий гражданской обороны,  предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также защиты населения и территорий при их возникновении;

особое внимание уделить совершенствованию учебно-материальной базы, внедрению в учебный процесс современных обучающих программ и методик, технических средств и технологий, качественному выполнению учебных планов и программ.

5. В целях совершенствования практических умений и навыков всех категорий населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности планировать и проводить учения и тренировки с  периодичностью  и  продолжительностью, определяемыми  еже-

годными организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При проведении учений и тренировок особое внимание уделять оценке реальности имеющихся планов гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, отработке практических вопросов действий обучаемых при чрезвычайных ситуациях, пожарах и угрозе террористических акций в учреждениях образования, здравоохранения и в местах массового пребывания людей.

 

 

Приложения:

 

1.    Методические рекомендации по расчету объема учебной работы УМЦ ГОЧС и курсов ГО, а также по планированию и учету труда преподавательского состава,    на 12 л. в 1 экз.

2.   Примерная программа обучения нештатных аварийно-спасательных формирований, на 6 л. в 1 экз.

 

                                                                                                   

С. К. Шойгу


 
 

 

Приложение 1

 

 

Методические рекомендации

по расчету объема учебной работы УМЦ ГОЧС

(курсов ГО), а также по планированию и учету труда

преподавательского состава

 

А. Общие положения

1. Расчет объема учебной работы УМЦ ГОЧС (курсов ГО) производится ежегодно и служит основанием для выработки предложений по штатной численности преподавателей УМЦ ГОЧС (курсов ГО).

2. Объем учебной работы УМЦ ГОЧС (курсов ГО) выражается количеством времени, которое необходимо для проведения всех видов учебной работы по нормам, данным в таблице 1 пункта Б.

Расчетная норма годовой учебной нагрузки преподавательского состава УМЦ ГОЧС (курсов ГО) устанавливается приказом начальника УМЦ ГОЧС (курсов ГО). Начальник УМЦ ГОЧС (курсов ГО) имеет право перераспределять учебную нагрузку между преподавательским составом с учетом его квалификации, объема выполняемой методической и научно-практической работы. Минимальный объем годовой учебной нагрузки преподавателя не может быть менее 400 часов, а максимальный – более 800 часов.

3. Объем учебной работы УМЦ ГОЧС (курсов ГО) и количество преподавательского состава, необходимого для ее выполнения, рассчитывается на основе:

- плана комплектования и учебных программ;

- количества учебных групп;

- расчетных норм времени для определения объема учебной работы;

- принятой методики обучения.

4. Порядок расчета объема учебной работы УМЦ ГОЧС (курсов ГО) приведен в пункте В.

5. Основным документом по планированию и учету труда преподавательского состава является индивидуальный план работы преподавателя на учебный год (форма 2).

6. Индивидуальный план работы определяет организацию труда и является основным документом по планированию и учету труда преподавательского состава. Он включает учебную, методическую, научно-практическую и другие виды работ. Индивидуальный план работы составляется и ведется лично преподавателем и утверждается начальником УМЦ ГОЧС (курсов ГО) до начала учебного года.

Выполнение индивидуальных планов рассматривается на методических совещаниях не реже 2-х раз в год. Итоги выполнения планов отражаются в годовых отчетах.

7. Нормы времени по видам работ для планирования и учета труда преподавательского состава приведены в таблицах 1-4 пункта Б.

8. Преподаватель обязан в течение учебного года проводить занятия непосредственно со слушателями по расписанию учебных занятий не менее 50% от установленной ему начальником УМЦ ГОЧС (курсов ГО) годовой учебной нагрузки.

9. Расчетная норма годовой учебной нагрузки для начальников УМЦ ГОЧС устанавливается 120 часов, заместителя начальника УМЦ ГОЧС по учебной работе – 240 часов.

На период командировки, болезни, направления на повышение квалификации, учебу, стажировку преподаватель освобождается от учебной нагрузки. Установленная ему на этот период учебная нагрузка выполняется другими преподавателями в пределах бюджета рабочего времени за счет  уменьшения им на этот период объема методической, научно-практической и других видов работ.

10. При расчетах объема учебной работы УМЦ ГОЧС (курсов ГО), планировании и учете труда  преподавательского состава академический  (учебный) час приравнивается к астрономическому часу.

11. Годовой бюджет рабочего времени в днях каждого конкретного преподавателя определяется как разность между количеством  календарных дней в году и количеством выходных, нерабочих праздничных дней и дней отпуска. Перевод годового бюджета служебного времени в часы производится умножением годового бюджета служебного времени в днях на продолжительность ежедневного рабочего времени.

Годовой бюджет рабочего времени в часах определяется исходя из 40-часовой рабочей недели для инструкторов ГО и мастеров производственного обучения и 36-часовой рабочей недели для преподавателей.

12. Годовой бюджет рабочего времени преподавательского состава из числа лиц, имеющих льготы, установленные законодательством (участников войны, ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и др.) уменьшается в соответствии с продолжительностью предоставляемого для указанных категорий дополнительного отпуска.

13. В пределах установленного годового бюджета рабочего времени преподавательским составом выполняются все виды учебной, методической, научно-практической и других видов работ в соответствии с  занимаемой должностью, учебным планом и планом работы УМЦ ГОЧС (курсов ГО).

Преподавательским составом, кроме того, могут выполняться другие работы служебного характера (профессиональная подготовка, несение нарядов по УМЦ ГОЧС (курсов ГО), участие в учениях и др.). При необходимости некоторые занятия по профессиональной подготовке, а также  служебные задачи методического и научно-практического характера могут планироваться и проводиться за счет времени, отводимого на методическую и научно-практическую работу.


 

Б. Нормы времени

для расчета учебной,  методической, научно-практической

и других видов работ

 

Учебная работа

Расчет объема учебной работы УМЦ ГОЧС (курсов ГО) и расчет штатной численности производится на основании норм времени, приведенных в таблице № 1.

Таблица № 1

п/п

Виды работы

Единица

 измерения

Норма времени

1

2

3

4

1.

Чтение лекций

часы на 1

учебную группу

1 час за академический час занятий, предусмотренный учебной программой

2.

Проведение практических занятий, семинаров, зачетов

часы на 1

учебную группу

1 час за академический час занятий, предусмотренный учебной программой

3.

Руководство обучением слушателей, занимающихся по очно-заочной форме

часы на группу

до 60 часов

4.

Проведение консультаций со слушателями

часы на

1 учебную

группу

10% от общего количества часов всех видов учебных занятий, предусмотренных учебными планами

5.

Прием от слушателей зачетов, предусмотренных учебными планами

часы на 1

учебную группу

1 час за академический час занятий, предусмотренный учебной программой

6.

Проведение выездных занятий, в т.ч. на учебной базе других организаций

часы на 1

час занятий

1 час за академический час занятий, предусмотренный учебной программой

7.

Проведение учебных занятий по вопросам ГОЧС в отраслевых учебных заведениях дополнительного образования

часы на 1

час занятий

1 час за академический час занятий, предусмотренный расписанием занятий

8.

Разработка (переработка) учебно-методических материалов (планов, замыслов, заданий и др.) для проведения тактико-специальных, комплексных, командно-штабных учений, объектовых тренировок, деловых игр*

часы на 1

час продолжительности учений, тренировок, игр

По тематике:

– организации - 2 часа (1 час);

– муниципального образования  -  4 часа (2 часа);

– субъекта Российской Федерации - 6 часов (3 часа)

9.

Участие в проведении показных занятий, тактико-специальных, комплексных, командно-штабных учений и объектовых тренировок

часы

не более 60 часов на УМЦ ГОЧС в год

*) Разработка учебно-методических материалов осуществляется не более одного раза, а переработка – не более двух раз в пять лет. В скобках указаны нормы времени для переработки учебно-методических материалов.


 

Методическая работа

 

Примерные нормы времени на выполнение преподавательским составом методической работы приведены в таблице №  2.    

Таблица № 2

 

п/п

Виды работы

Единица

 измерения

Норма времени

 

1.

Разработка учебных программ по вновь вводимому курсу обучения

Часы

До 2 часов на каждый час учебной программы.

 

2.

Переработка учебных программ и подготовка их к изданию

Часы

Учитываются фактические затраты времени в зависимости от объема переработки, но не более  1 часа на каждый час учебной программы

 

3.

Разработка тематических планов по курсу обучения

Часы на 72/36

часовую учебную программу

До 20 часов

 

4.

Разработка лекций по вновь вводимой учебной программе и подготовка их к изданию

Часы на 1  двухчасовую лекцию.

На одну двухчасовую лекцию до 70 часов

 

5.

Разработка планов для проведения семинаров

Часы на 1 план семинара

До 3 часов

 

6.

Разработка и подготовка к изданию учебно-методических материалов для проведения занятий  и зачетов по всем темам

Часы на каждое одночасовое занятие

До 6 часов на учебно-методические материалы, издаваемые впервые, и до 3 часов при их переработке.

 

7.

Разработка дидактических материалов для применения технических средств обучения в учебном процессе:

 

 

 

 

- литературный сценарий для учебного кинофильма (телефильма);

Часы на 1 сценарий

(до 10 мин. демонстрации)

До 80 часов

 

- литературный сценарий для учебного кинофрагмента;

Часы на 1 кинофрагмент (5 мин.)

До 50 часов

 

- кадропланы диафильмов, диапозитивов, включая их вычерчивание (съемку);

Часы на 1 диафильм (6 мин.)

 

До 30 часов

 

 

 

- диапособия и другие дидактические материалы

Часы на 1 комплект

До 10 часов

 

8.

Разработка учебно-методических материалов для проведения всех видов учебных занятий, предусмотренных учебными планами и программами с использованием электронной вычислительной техники

Часы на 1 занятие

Учитываются фактические затраты времени

 

 

9.

Переработка (уточнение) и подготовка к изданию учебно-методических материалов для проведения занятий с использованием ЭВТ

 

Часы  на 1 двухчасовое занятие

Учитываются фактические затраты времени, но не более 50% времени, затраченного на их разработку

 

10.

Разработка материалов для приема зачетов от слушателей

 

На 72 часовую учебную программу

До 12 часов

 

11.

Совершенствование учебно-материальной базы: разработка и модернизация элементов учебно-кабинетной и классной базы, учебно-тренировочных средств, технических средств обучения и т.п.

Часы на одного преподавателя в год

Учитываются фактические затраты времени

 

12.

Разработка учебно-наглядных пособий (плакатов, схем, стендов, макетов и т. п.)

Часы на одного преподавателя в год

Учитываются фактические затраты времени

 

13.

Подготовка к чтению лекций, проведению семинаров, практических занятий, групповых занятий и упражнений, включая  разработку плана их проведения*

Часы на 1 час занятий один раз в год

По новым темам – 2 часа, по ранее отрабатывавшимся – до 1 часа

 

14.

Контрольные посещения начальником, заместителем начальника УМЦ, начальником учебной части и методистом учебных занятий, проводимых преподавателями

Часы на 1 контролируемого преподавателя в год

До 6 часов

 

15.

Участие в заседаниях учебно-методического совета

Часы на 1 члена совета

Учитываются фактические затраты времени

 

16.

Участие в научно-методических конференциях, сборах, совещаниях, семинарах, лекториях, предметно-методических комиссиях, инструкторско-методических, показных, открытых и пробных занятиях

Часы на 1 участника в год

Учитываются фактические затраты времени в соответствии с планом работы

 

17.

Учеба преподавательского состава в Академии гражданской защиты, УМЦ ГОЧС, курсах повышения квалификации

Часы на 1 преподавателя

Учитываются фактические затраты времени

 

18.

Командировки, связанные с выполнением методической работы

Часы на 1 день командировки

До 7 часов

       

*) На подготовку по всем видам учебных занятий за счет времени, отводимого на методическую работу, преподавателям засчитывается не более 200 часов в год.

 


 

Научно-практическая работа

 

Примерные нормы времени на выполнение научно-практической работы приведены в таблице № 3.

 

 Таблица № 3

п/п

Виды работы

Единица измерения

Норма времени

1.

Выполнение плановых научно-практических работ

Часы на 1 исполнителя в год

Учитываются фактические затраты времени

2.

Разработка  неоплачиваемых научных трудов, докладов и статей, докладов и научных сообщений на конференциях, научных совещаниях и семинарах

Часы на 1 авторский лист

До 70 часов, в зависимости от объема и сложности (новизны) темы

3.

Разработка учебных пособий, предусмотренных учебным планом

Часы на 1 авторский лист

До 70 часов на учебное пособие, издаваемое впервые, до 40 часов при переиздании.

4.

Участие в научных (теоретических) конференциях, научных совещаниях, семинарах и симпозиумах

Часы на 1 участника в год

Учитываются фактические затраты времени, но не более 7 часов за день работы конференции (совещания, семинара)

5.

Обобщение результатов научных конференций, семинаров, симпозиумов, опытных и исследовательских учений

Часы на 1 авторский лист

До 90 часов

6.

Участие в работе ученого совета

Часы на 1 участника в год

Учитываются фактические затраты времени

7.

Рецензирование научных трудов, учебников, учебных пособий

Часы на 1 авторский лист

До 6 часов

8.

Редактирование научных трудов, учебников, учебных пособий и т.п.

Часы на 1 авторский лист

До 12 часов

9.

Участие в изобретательской и рационализаторской работе

Часы на 1 заявку, предложение

Учитываются фактические затраты, но не более 30 часов

 


 

Другие виды работ

 

Примерные нормы времени на выполнение организационной и других видов работ приведены в таблице № 4.

 Таблица № 4

п/п

Виды работы

Единица измерения

Норма времени

1.

Участие в работе по набору и комплектованию учебных групп

Часы на одного преподавателя в год

Учитываются фактические затраты времени

2.

Подготовка выездных занятий, в т. ч. в других городах

Часы на 1 день командировки

До 7 часов

3.

Участие в организации и проведении полевых лагерей “Юный спасатель”, соревнований “Школа безопасности”, а также деятельности кружков и классов “Юный спасатель”

Часы на одного преподавателя в год

Учитываются фактические затраты времени

4.

Работа по оказанию методической помощи, курсам ГО, учебно-консультационным пунктам

Часы на одного преподавателя в год

Учитываются фактические затраты времени

5.

Участие в организации и проведении конкурсов «Учитель года по курсу ОБЖ» и «Преподаватель года по дисциплине БЖД»

Часы на одного преподавателя в год

Учитываются фактические затраты времени

 

Примечание: Отдельные виды методической, научно-практической и организационной работы, которые не вошли в настоящие разделы, а также нормы на их выполнение устанавливаются решением начальника УМЦ ГОЧС (курсов ГО).

 

 

В. Порядок расчета

объема учебной работы УМЦ ГОЧС (курсов ГО)

 

При расчете объема учебной работы УМЦ ГОЧС (курсов ГО) выполняется следующий порядок заполнения граф формы 1:

Графа № 2. Наименование учебного заведения, категории обучаемых.

Графа № 3. Указывается численность обучаемых на год по каждой категории в соответствии с планом комплектования УМЦ ГОЧС (курсов ГО).

Графа № 4. Количество учебных групп на год по каждой категории в соответствии с планом комплектования УМЦ ГОЧС (курсов ГО).

Графа № 5. Указывается количество часов для каждой категории обучаемых, которое отводится учебной программой.

Графа № 6. Определяется объем учебной работы для проведения всех видов занятий для данной категории обучаемых как результат, полученный от умножения количества часов, указанного в графе 5, на количество учебных групп (графа № 4).

Графа № 7. Определяется время для проведения консультаций в соответствии с п. 4 таблицы 1. При расчете времени для проведения консультаций определяется количество часов консультаций на одну учебную группу, затем  умножается на количество учебных групп.

Графа № 8. Определяется общее количество часов на разработку и переработку учебно-методических материалов. При расчете количество часов, отводимое программой обучения на проведение учений, тренировок, игр с данной категорией обучаемых, умножается на норму времени, данную в п. 8 таблицы 1.

Графа № 9. Указывается общее количество часов по всем видам учебной работы. Для этого суммируется количество часов, указанное в графах 6,7,8. Количество часов по каждой категории обучаемых суммируется и общий объем учебной работы УМЦ ГОЧС (курсов ГО) проставляется в графе № 9 – итого:

Графа № 10. Из суммарного количества часов учебной работы (графа 8 – Итого) вычитается количество часов расчетной нормы учебной нагрузки для начальника и заместителя начальника УМЦ ГОЧС (120 и 240 часов, соответственно) и полученный результат делится на 800 часов (расчетная норма годовой учебной нагрузки преподавателя).

Полученный при этом результат округляется до целых чисел: от 0,5 и выше – в большую сторону, менее 0,5 – в меньшую сторону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Форма 1

 

 

УТВЕРЖДАЮ

(Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) 

 «____» _____________________ 200_ г.

 

Р А С Ч Е Т

объема учебной работы учебно-методического центра ГОЧС ________________________  (субъекта  РФ),

курсов ГО (муниципального образования)  на 200 ___ учебный год

 

№№

п/п

Наименование учебного

заведения.

 

Категория обучаемых

Численность

обучаемых

Количество

учебных групп

Виды учебной работы

Всего часов по всем видам учебной работы

Количество преподавателей, необходимое для выполнения учебной работы

Проведение занятий в составе учебной группы и прием зачетов

Проведение консультаций

Разработка и переработка учебно-методических материалов

(планов, замыслов, заданий, формализованных документов и др.) для проведения учений, тренировок, деловых игр

По учебной программе

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

УМЦ ГОЧС (курсы ГО)

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

(Категории обучаемых включаются согласно приказов МЧС России от 18.06.2001 г. № 273 и от 22.01.2002 г. № 19, зарегистрированных в Минюсте России и планов комплектования УМЦ ГОЧС и курсов ГО.)

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начальник УМЦ ГОЧС (курсов ГО)

_______________________

                     (инициалы, фамилия)

«____» ____________ 200 __ г.


 

Форма 2

 

утверждаю

Начальник учебно-методического

центра по гражданской  обороне

и чрезвычайным ситуациям

 

__________________________________

субъекта Российской Федерации

 

 

 (инициалы, фамилия)

 

“     “______________200__ г

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

РАБОТЫ

 

НА __________________ УЧЕБНЫЙ ГОД

 

__________________________________________________________

(должность, ученая степень, звание,

___________________________________________________________

фамилия, имя и отчество)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

I. ГОДОВОЙ БЮДЖЕТ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ 

И ЕГО РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ВИДАМ РАБОТ

 

1. Годовой бюджет рабочего времени ______ часов.

2. Годовая учебная нагрузка установленная приказом начальника УМЦ ГОЧС _______ часов.

 

Распределение времени по основным видам работ

п/п

Основные виды работ

Количество часов на учебный год

 

по плану

выполнено

1.

Учебная работа (в том числе на проведение учебных занятий по расписанию)

 

 

2.

Методическая работа

 

 

3.

Научно-практическая работа

 

 

4.

Другие виды работы

 

 

 

Итого:

 

 

 

II. УЧЕБНАЯ РАБОТА

п/п

 Виды работы

Количество часов на учебный год

 

по плану

выполнено

1.

Перечень дан в таблице 1 пункта Б.

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого по учебной работе:

 

 

 

III. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

п/п

 Виды работы

 Количество часов на учебный год

 

по плану

выполнено

1.

Перечень дан в таблице 2 пункта Б.

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

IV. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

п/п

 Виды работы

Количество часов на учебный год

 

по плану

выполнено

1.

Перечень дан в таблице 3 пункта Б.

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого по научно-практической  работе:

 

 

 

 

V. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И ДРУГИЕ ВИДЫ РАБОТ

№№

п/п

 Виды работы

Количество часов на учебный год

 

по плану

выполнено

1.

Перечень дан в таблице 4 пункта Б.

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого по другим видам работы

 

 

 

 

____________________________________

                  (подпись, фамилия)

«       »___________________  200__ г.

 

      План рассмотрен на методическом совещании, протокол № _____

 

от «___»  _____________ 200___ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

по выполнению индивидуального плана работы

 

(Общая оценка. Качество выполненной учебной, методической, научной

и других видов работы. Указания)

                                                                                                                                                      

 

 

 

           Начальник УМЦ ГОЧС (курсов   ГО)

 

___________________________________________________

                                              (инициалы, фамилия)

 

 

« ___ » ______________200__ г.

 


 

Приложение 2

 

 

Примерная программа

обучения личного состава
нештатных аварийно-спасательных формирований

(базовая подготовка)

 

I. Общие положения

Примерная программа обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - Примерная программа) составляет основу обучения в целях  поддержания готовности нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - нештатных АСФ) к выполнению задач по предназначению, а также обеспечения мер безопасности.  В Примерной программе изложены организация и методика обучения нештатных АСФ, тематика и расчет часов базовой  подготовки, содержание тем занятий, а также требования к уровню знаний, умений и навыков личного состава нештатных АСФ, прошедших обучение.

II. Организация обучения

1. Подготовка нештатных АСФ организуется и осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «Об  аварийно-спасательных  службах и статусе  спасателей»,  Основных положений аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации  от 22 ноября 1997г. № 1479, постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», ежегодных организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также  организационно-методических указаний по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций,   обеспечения пожарной безопасности  и безопасности людей на водных объектах.

Подготовка нештатных  АСФ включает:

получение личным составом нештатных АСФ знаний по основам гражданской обороны и защиты от ЧС в ходе усвоения Примерной программы обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера;

первоначальную подготовку  личного состава нештатных АСФ по соответствующим программам первоначальной подготовки спасателей и их аттестация в соответствии с требованиями Основных положений аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1479;

повышение квалификации  руководителей нештатных АСФ по Примерной программе обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;

обучение личного состава  нештатных  АСФ по программе, разработанной в соответствии с требованиями настоящей Примерной программы;

участие нештатных АСФ в учениях и тренировках;

проверку готовности  нештатных  АСФ.

2. Настоящая Примерная программа предназначена для обучения личного состава нештатных   АСФ умелым, слаженным и наиболее эффективным приемам и способам коллективных действий при подготовке и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях, совершенствования его умений и навыков в применении техники, инструментов, приборов и принадлежностей, состоящих на оснащении нештатных АСФ, а также поддержания необходимого уровня готовности нештатных АСФ к выполнению задач по предназначению.

3. Обучение личного состава нештатных АСФ планируется и проводится в рабочее время в объеме 20 часов.

Темы базовой подготовки личного состава нештатных АСФ отрабатываются в полном объеме (14 часов) как формированиями общего назначения, так и формированиями спасательных служб гражданской обороны. Замена тем, уменьшение общего количества часов для их отработки не допускается.

Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения  нештатных АСФ. На их отработку отводится 6 часов. Конкретные темы специальной подготовки определяются руководителями организаций, создающими нештатные АСФ, по согласованию с руководителем органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления

4. Основным методом проведения занятий с личным составом нештатных АСФ по темам базовой и специальной подготовки является практическая тренировка (упражнение).

Теоретический материал излагается путем рассказа или объяснения в минимальном объеме, необходимом для правильного и четкого выполнения обучаемым практических приемов и действий.

5. Практические и тактико-специальные занятия с личным составом нештатных АСФ организуют и проводят руководители формирований или начальники соответствующих спасательных служб, а на учебных местах — командиры структурных подразделений нештатных АСФ (групп, звеньев).

Руководитель нештатного АСФ или начальник соответствующей спасательной службы одновременно является и руководителем занятий на одном из учебных мест, как правило, наиболее важном и сложном.

Руководителю занятия накануне проведения практического или тактико-специального занятия целесообразно провести инструктаж (инструкторско-методическое занятие) с командирами структурных подразделений нештатных АСФ, которые будут являться руководителями занятий на учебных местах.

6. Занятия с личным составом нештатных АСФ проводятся в учебных городках, на натурных участках или на  объектах организации.

7. На тактико-специальные занятия нештатные АСФ выводятся в штатном составе  с необходимым количеством техники, приборов, инструментов и принадлежностей. Весь личный состав на занятиях должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты.

Практические занятия с нештатными АСФ общего назначения разрешается проводить по структурным подразделениям (группам, звеньям).

8. Занятия по темам специальной подготовки с нештатными АСФ спасательных служб могут проводиться путем однодневного сбора под руководством начальника соответствующей спасательной службы.

9. Руководителям организаций, создающих нештатные АСФ,  разрешается, исходя из местных условий, специфики деятельности организации, уровня подготовки личного состава нештатных АСФ, уточнять содержание тем и время на их изучение, а также вводить новые темы без уменьшения общего времени, отводимого на базовую и специальную подготовку.

10. Личный состав нештатных АСФ должен

знать:

характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также способы защиты от них;

физико-химические и поражающие свойства аварийно химически опасных веществ (далее — АХОВ), применяемых на объекте, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе);

предназначение своего формирования и свои функциональные обязанности;

производственные и технологические особенности своей организации, характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСДНР);

порядок действий по сигналу «Внимание всем!» и речевым информациям;

порядок оповещения, сбора и приведения нештатного АСФ в готовность;

место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения АСДНР;

назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении формирования;

порядок проведения специальной обработки;          

уметь:

выполнять функциональные обязанности при проведении АСДНР;

поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять закрепленную штатную технику, механизмы, приборы и другое табельное имущество, а также средства индивидуальной защиты при проведении АСДНР;

оказывать первую медицинскую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места;

работать на штатных средствах связи;

проводить санитарную обработку, дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию техники, сооружений, территории, одежды и средств индивидуальной защиты.

 

III. Наименование тем и расчет часов базовой подготовки

№№ тем

Наименование тем

Вид занятия

Кол-во часов

1

Действия личного состава при приведении нештатных АСФ в готовность

Тактико-специальное занятие

2

2

Действия личного состава нештатных АСФ при выдвижении в район выполнения АСДНР и подготовке к выполнению задач

Тактико-специальное занятие

2

3

Оказание первой медицинской помощи раненым и пораженным и эвакуация их в безопасные места

Практическое занятие

2

4

Применение приборов радиационной и химической разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения, а также средств индивидуальной защиты

Практическое занятие

2

5

Меры безопасности при проведении АСДНР

Практическое занятие

2

6

Действия личного состава нештатных АСФ при проведении специальной обработки

Практическое занятие

4

 

Итого:

 

14

 

IV. Содержание тем базовой подготовки

Тема № 1. Действия личного состава при приведении нештатных АСФ в готовность

Предназначение формирования и функциональные обязанности личного состава. Понятие о готовности формирований, порядок их приведения в готовность. Порядок оповещения, получения табельного имущества, подгонки средств индивидуальной защиты и выдвижения в район сбора.

Мероприятия, проводимые в целях повышения готовности нештатных АСФ.

Действия личного состава при практическом приведении формирований в готовность.

Тема № 2. Действия личного состава нештатных АСФ при выдвижении в район выполнения АСДНР и подготовке к выполнению задач

Уточнение задач личному составу, порядок выдвижения формирования в район выполнения АСДНР. Маршруты, рубежи (пункты) регулирования, порядок построения и выдвижения колонн. Организация и ведение разведки местности и очагов поражения.

Защита личного состава формирования на маршрутах выдвижения и в ходе АСДНР. Подготовка техники, приборов и инструмента к проведению АСДНР.

Порядок всестороннего обеспечения нештатных АСФ при выдвижении и в районах выполнения АСДНР. Организация взаимодействия с  подразделениями войск ГО,  других войск и формирований, привлекаемых для выполнения АСДНР.

Перегруппировка сил и уточнение задач на проведение АСДНР в других районах (очагах поражения).

Тема № 3. Оказание первой медицинской помощи раненым и пораженным и эвакуация их в безопасные места

Средства оказания первой медицинской помощи и правила пользования ими. Приемы и способы остановки кровотечений и наложения повязок на раны. Основные правила оказания первой медицинской помощи при переломах, вывихах и ушибах. Оказание первой медицинской помощи при ожогах (термических и химических). Оказание первой медицинской помощи при шоке, обмороке, поражении электрическим током, обморожении.

Первая медицинская помощь при отравлениях и поражениях отравляющими веществами. Методы элементарной сердечно-легочной реанимации. Проведение искусственного дыхания и массажа сердца.

Особенности оказания медицинской помощи при извлечении людей из завалов.

Порядок и способы эвакуации раненых и пораженных в безопасные места, в том числе с использованием подручных средств.

Тема № 4. Применение приборов радиационной и химической разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения, а также средств индивидуальной защиты

Приборы радиационной разведки, их назначение и общее устройство, порядок подготовки приборов к работе и проверка их работоспособности. Определение уровней радиации на местности и степени радиоактивного заражения различных поверхностей.

Комплекты индивидуальных дозиметров, их назначение и общее устройство, порядок зарядки приборов и снятия показаний.

Организация радиационного контроля в нештатных АСФ, групповой и индивидуальный контроль. Порядок выдачи индивидуальных дозиметров и снятия показаний. Ведение журнала учета доз облучения личного состава.  Представление донесения (информации) вышестоящему руководителю (начальнику) о дозах облучения личного состава, допустимые дозы облучения.

Назначение и общее устройство приборов химической разведки, подготовка приборов к работе, определение типа и концентрации отравляющих веществ (ОВ) в воздухе, на местности, технике, в почве и сыпучих материалах. Особенности определения ОВ зимой.

Универсальный газоанализатор. Назначение, устройство и порядок работы при определении АХОВ (изучается при наличии на объекте).

Классификация средств индивидуальной защиты, порядок их использования, хранения и поддержания в готовности к выполнению АСДНР. Практическое применение средств индивидуальной защиты кожи и органов дыхания.

Примечание: Занятия проводятся с применением технических средств, имеющихся на оснащении нештатных АСФ, согласно табелю оснащения.

 Тема № 5. Меры безопасности при проведении АСДНР

Необходимые меры безопасности при проведении АСДНР на местности, зараженной радиоактивными и отравляющими веществами, при работе вблизи зданий и сооружений, угрожающих обвалом, в задымленных и загазованных помещениях, на электрических сетях, при тушении нефтепродуктов, при организации работ в зонах катастрофического затопления, в условиях плохой видимости.

Мероприятия по обеспечению безопасности и защиты личного состава формирований  при действиях в зонах разрушений, завалов, пожаров, заражения и катастрофического затопления.

Тема № 6. Действия личного состава нештатных АСФ при проведении специальной обработки

Сущность и способы частичной и полной специальной обработки. Понятие о дезактивации, дегазации и дезинфекции, вещества и растворы, применяемые для этих целей.

Технические средства специальной обработки транспорта, сооружений и территорий, продуктов питания и воды, одежды, обуви, средств индивидуальной защиты. Специальная обработка персонала объектов.

Действия личного состава при проведении частичной дезактивации, дегазации и дезинфекции техники, приборов, средств защиты, одежды, обуви.

Меры безопасности при проведении дезактивации, дегазации и дезинфекции транспорта, сооружений и территорий, продуктов питания и воды, одежды, обуви, средств индивидуальной защиты.

Последовательность проведения частичной и полной санитарной обработки людей при заражении отравляющими и аварийно химически опасными веществами, биологическими средствами и радиоактивными веществами, применение табельных и подручных средств.

Развертывание пункта санитарной обработки в полевых условиях.

 

 назад

Hosted by uCoz