Письмо Минобразования РФ от 2 апреля 2001 г. N 302/28-5
"О примерном учебном плане кадетских школ, кадетских школ-интернатов"
Министерство образования Российской Федерации направляет для использования в работе Примерный учебный план кадетских школ, кадетских школ-интернатов, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, разработанный на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России
от 9 февраля 1998 г. N 322 ("Вестник образования", 1998, N 4). Примерный учебный план кадетских школ, кадетских школ-интернатов предусматривает увеличение времени на предметы, обеспечивающие интеллектуальное и физическое развитие кадет (иностранный язык, математика, основы информатики и вычислительной техники, физика, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности); предполагает возможность полноценного, качественного изучения иностранного языка за счет более раннего его введения; предполагает увеличение времени на физическую культуру, которая будет способствовать укреплению здоровья кадет, развитию двигательной активности обучающихся на всех ступенях обучения; предусматривает в основной и средней школе введение предмета основы безопасности жизнедеятельности в целях обучения кадет правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; изучение основ военной службы.
Примерный учебный план может служить основой для разработки учебного плана общеобразовательной подготовки кадетских школ, кадетских школ-интернатов с учетом специфики (морских, казачьих, сухопутных, ракетных, спасателей, налоговой полиции и др.) и условий их функционирования. Кроме того, часы, предусмотренные для обязательных занятий по выбору, факультативных, индивидуальных и групповых занятий, могут быть использованы для спецпредметов, программу которых разрабатывает и утверждает учебное заведение самостоятельно.
По окончании учебного года для кадет 6 - 10 классов устанавливаются практические полевые занятия, которые проводятся в рамках дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку с учетом специфики учреждения.
Для 6 - 8 классов продолжительность практических полевых сборов составляет 6 дней по 5 учебных часов; для 10 класса - 10 дней по 5 учебных часов.
Первый заместитель министра А.Ф.Киселев
Приложение
к письму Минобразования РФ
от 2 апреля 2001 г. N 302/28-5
Исходя из данного примерного плана используя 2 часа обязательных занятий по выбору и 2 часа курса «Технология» в 8-11 классах предлагаются следующие дисциплины:
8 – 10 класс:
Строевая подготовка – 1 ч
Специальная подготовка – 1 ч
Огневая подготовка – 1 ч
ГО и противохимическая подготовка – 1 ч
Прикладная физическая подготовка – 1 ч (за счёт 1 часа физической культуры)
11 класс:
Строевая подготовка – 1 ч
Специальная подготовка – 2 ч
Огневая подготовка – 1 ч
ГО и противохимическая подготовка – 1 ч
Прикладная физическая подготовка – 1 ч (за счёт 1 часа физической культуры)
Примерный учебный план кадетских школ, кадетских школ-интернатов
+---+---------------+---------------------------------------------------+
| N | Учебные | Количество часов в неделю по классам |
|п/п| предметы | |
| | +---+----+----+----+---+----+----+----+----+---+----+
| | | I | II |III | IV | V | VI |VII |VIII| IX | X | XI |
+---+---------------+---+----+----+----+---+----+----+----+----+---+----+
| 1 |Русский язык | 5 | 5 | 5 | 5 | 6 | 5 | 5 | 3 | 2 | 1 | 1 |
+---+---------------+---+----+----+----+---+----+----+----+----+---+----+
| 2 |Литература | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 |
+---+---------------+---+----+----+----+---+----+----+----+----+---+----+
| 3 |Иностранный | | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
| |язык | | | | | | | | | | | |
+---+---------------+---+----+----+----+---+----+----+----+----+---+----+
| 4 |Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 6 | 5 | 5 | 5 |
+---+---------------+---+----+----+----+---+----+----+----+----+---+----+
| 5 |Информатика и| | | | | | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| |ВТ | | | | | | | | | | | |
+---+---------------+---+----+----+----+---+----+----+----+----+---+----+
| 6 |История | | | | | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 |
+---+---------------+---+----+----+----+---+----+----+----+----+---+----+
| 7 |Обществознание | | | | | | | | | 1 | 1 | 2 |
+---+---------------+---+----+----+----+---+----+----+----+----+---+----+
| 8 |Окружающий мир,| 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | | | | | |
| |естествознание | | | | | | | | | | | |
+---+---------------+---+----+----+----+---+----+----+----+----+---+----+
| 9 |Биология | | | | | | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 |
+---+---------------+---+----+----+----+---+----+----+----+----+---+----+
|10 |География | | | | | | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
+---+---------------+---+----+----+----+---+----+----+----+----+---+----+
|11 |Физика, | | | | | | | 2 | 2 | 3 | 4 | 4 |
| |астрономия | | | | | | | | | | | |
+---+---------------+---+----+----+----+---+----+----+----+----+---+----+
|12 |Химия | | | | | | | | 2 | 2 | 2 | 2 |
+---+---------------+---+----+----+----+---+----+----+----+----+---+----+
|13 |Физическая | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
| |культура | | | | | | | | | | | |
+---+---------------+---+----+----+----+---+----+----+----+----+---+----+
|14 |ОБЖ | | | | | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
+---+---------------+---+----+----+----+---+----+----+----+----+---+----+
|15 |Трудовое | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
| |обучение | | | | | | | | | | | |
+---+---------------+---+----+----+----+---+----+----+----+----+---+----+
|16 |Черчение | | | | | | | | | 1 | | |
+---+---------------+---+----+----+----+---+----+----+----+----+---+----+
|17 |Изобразительное| 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | |
| |искусство | | | | | | | | | | | |
+---+---------------+---+----+----+----+---+----+----+----+----+---+----+
|18 |Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | | | |
+---+---------------+---+----+----+----+---+----+----+----+----+---+----+
|Обязательные | | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
|занятия по выбору,| | | | | | | | | | | |
|факультативные, | | | | | | | | | | | |
|индивидуальные и| | | | | | | | | | | |
|групповые занятия| | | | | | | | | | | |
|(6-дневная учебная| | | | | | | | | | | |
|неделя) | | | | | | | | | | | |
+-------------------+---+----+----+----+---+----+----+----+----+---+----+
|Максимальный объем| 20| 24 | 25 | 25 | 30| 32 | 34 | 35 | 35 | 36| 36 |
|учебной нагрузки| | | | | | | | | | | |
|кадет при 6-дневной| | | | | | | | | | | |
|учебной неделе | | | | | | | | | | | |
+-------------------+---+----+----+----+---+----+----+----+----+---+----+
СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА (8-11 классы 1ч в неделю, 34 ч в год, всего 136 ч)
Расчёт часов по темам обучения
I Основы строевого обучения. Строевой устав. - 10 ч
II Одиночная строевая подготовка.- 36 ч
III Приемы «ложись» («к бою»), «встать», перебежки и переползания - 24 ч
IV Строевое слаживание отделения, взвода, роты в пешем порядке – 34 ч
V Строевое слаживание подразделений при действиях на машинах -8 ч
VI Контрольные занятия. Строевые смотры. Состязания. – 16 ч
VII Проверка и оценка строевой подготовки – 8 ч
Основы строевого обучения. Строевой устав – 10 ч
(8 класс – 4 ч, 9 класс – 2 ч, 10 класс – 2 ч, 11 класс – 2 ч)
Общие положения. Профессиональное мастерство командира. Методы строевого обучения. Планирование строевой подготовки. Организация занятий по строевой подготовке. Подготовка к занятиям. Показные занятия. Инструкторско-методические занятия. Инструктажи. Занятия в отделении, взводе, роте.
Одиночная строевая подготовка – 36 ч
(8 класс – 10 ч, 9 класс – 9 ч, 10 класс – 8 ч, 11 класс – 9 ч)
Строевые приемы и движение без оружия. Строевой расчет. Строи. Строевая стойка. Повороты на месте. Движение строевым шагом. Повороты в движении. Отдание воинской чести на месте и в движении. Выход из строя, подход к начальнику и отход от него. Строевые приемы и движение с оружием. Строевая стойка с оружием. Выполнение приема «ремень — отпустить (подтянуть)». Выполнение приемов с автоматом на месте. Выполнение приемов с карабином и ручным пулеметом на месте. Отдание чести с карабином. Повороты и движение с оружием. Выход из строя, подход к начальнику с оружием и отход от него.
Приемы «ложись» («к бою»), «встать», перебежки и переползания – 24 ч
(8 класс – 6 ч, 9 класс – 6 ч, 10 класс – 6 ч, 11 класс – 6 ч)
Выполнение приема «ложись» («к бою») на месте. Перебежки. Переползания. Тренировка в комплексном передвижении.
Строевое слаживание отделения, взвода, роты в пешем порядке – 34 ч
(8 класс – 8 ч, 9 класс – 9 ч, 10 класс – 8 ч, 11 класс – 9 ч)
Строевое слаживание отделения. Отделение в развернутом строю . Отделение в походном строю. Перестроение отделения. Отдание воинской чести. Строевое слаживание взвода. Взвод в развернутом строю. Взвод в походном строю. Отдание воинской чести. Строевое слаживание роты. Рота в развернутом строю. Рота в походном строю. Отдание воинской чести
Строевое слаживание подразделений при действиях на машинах - 8 ч
(8 класс –, 9 класс – 2 ч, 10 класс – 4 ч, 11 класс – 2 ч)
Слаживание взвода при действиях на машинах. Взвод в развернутом строю. Взвод в развернутом и походном строях. Слаживание роты при действиях на машинах. Построение роты с личным составом впереди машин. Строи роты с личным составом на машинах. Слаживание батальона при действиях на машинах. Строи батальона. Отдание воинской чести личным составом, находящимся на машинах. Отдание воинской чести в составе взвода. Отдание воинской чести в составе роты (батальона)
Контрольные занятия Строевые смотры. Состязания.- 16 ч
(8 класс –4 ч, 9 класс –4 ч, 10 класс –4 ч, 11 класс –4 ч)
Контрольные занятия. Строевые смотры. Общие положения. Подготовка руководителей и личного состава. Строевые смотры в пешем порядке. Строевые смотры на машинах. Совершенствование строевой выучки в ходе боевой подготовки и в повседневной жизни. Состязания на лучшее подразделение по строевой подготовке. Смотры-конкурсы на лучшее исполнение строевых песен. Показательные выступления по строевой подготовке
Проверка и оценка строевой подготовки – 8 ч
(8 класс –2 ч, 9 класс –2 ч, 10 класс –2 ч, 11 класс –2 ч)
Общие положения
Проверка и оценка одиночной строевой подготовки
Требования к внешнему виду военнослужащих
Проверка выполнения строевых приемов
Определение оценок за одиночную строевую подготовку
Проверка и оценка строевой слаженности
Оценка выполнения требований Строевого устава в повседневной жизни
Общая оценка строевой подготовки
Подведение итогов по результатам проверки
Кадеты должны знать:
- общие положения Строевого устава;
- организацию и способы подготовки к занятиям по строевой подготовке;
- правила выполнения строевых приёмов одиночной строевой подготовки без оружия и с оружием;
- понятия строевого расчёта, строя, строевой стойки;
- правила выполнения приёмов «ложись», «встать», перебежек и переползаний;
- правила выполнения строевых приёмов в составе отделения, взвода, роты в пешем порядке и на машинах;
- правила проведения строевых смотров.
Кадеты должны уметь:
- выполнять строевые приёмы одиночной строевой подготовки без оружия и с оружием:
- строевая стойка;
- повороты на месте;
- движение строевым шагом;
- повороты в движении;
- отдание воинской чести на месте и в движении;
- выход из строя, подход к начальнику и отход от него;
- строевые приемы и движение с оружием;
- выполнять:
- приём «ложись»;
- приём «встать»;
- перебежки и переползания;
- выполнять:
- строевые приёмы в составе отделения, взвода, роты;
- перестроения в составе отделения;
- отдание воинской чести в составе отделения, взвода, роты.
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА (8-11 классы 1ч в неделю, 34 ч в год, всего 136 ч)
Расчет часов по темам обучения
I. Огневая подготовка — 96 часов, в том числе:
Тема № 1. Материальная часть оружия — 18 часа.
Тема № 2. Определение угловых величин — 4 часа.
Тема № 3. Основы внутренней и внешней баллистики — 8 часа.
Тема № 4. Обучение приемам стрельбы из пневматической винтовки — 40 часов.
Тема № 5. Обучение приемам стрельбы из малокалиберной винтовки — 18 часов.
Тема № 6. Обучение приемам стрельбы из снайперской винтовки калибра 7,62 мм и автомата АК (на базе в/ч) – 8 часов
II. Тактическая подготовка — 8 часов.
III. Инженерная подготовка —8 часов.
IV. Военная топография — 2 часа.
V. Общефизическая подготовка — 12 часов.
VI. Сдача зачетов – 8 часов, в том числе:
• из пневматической винтовки — 4 часа (8-11 класс);
• из м/к винтовки — 2 часа (9-10 класс);
• из автомата — 2 часа (10-11 класс).
Огневая подготовка 96 ч
(8 класс – 25 ч, 9 класс – 24 ч, 10 класс – 23 ч, 11 класс – 24 ч)
1. Теоретические занятия предназначены для:
• изучения материальной части оружия, его боевых возможностей, устройства частей и механизмов, изучения боеприпасов, неисправностей, влияющих на меткость стрельбы и способов их устранения, правил хранения и сбережения оружия;
• изучения оптических прицелов, их устройства, назначения, преимуществ и недостатков, ухода за оптическими прицелами и их сбережения;
• определения угловых величин, изучения понятия «тысячная», определения расстояний по угловым величинам и с использованием оптического прицела;
• ознакомления с траекторией и ее элементами;
• обучения правилам стрельбы в полевых условиях с учетом атмосферных и других условий.
2. Практические занятия предназначены для выработки у кадета правильных навыков, необходимых для производства меткого выстрела с использованием и без использования оптического прицела, отработки однообразной прикладки, правильного прицеливания и нажима на спусковой крючок, приведения оружия к нормальному бою.
Тема 1 Материальная часть оружия — 18 часов
(8 класс – 6 ч, 9 класс – 4 ч, 10 класс – 4 ч, 11 класс – 4 ч)
Материальная часть пневматической (калибр 4,5 мм), малокалиберной (калибр 5,6 мм бокового огня) и боевых винтовок калибра 7,62 мм — СВД и винтовок, образца 1891/30 года, автомата АК и используемых оптических прицелов.
Изучение устройства и особенностей используемых при обучении пневматической и малокалиберной винтовок, а также винтовок СВД и 7,62-мм винтовки образца 1891/30 года и автомата АК. Порядок неполной разборки и сборки. Неисправности оружия, влияющие на меткость стрельбы и способы их устранения. Порядок и правила осмотра, ухода, хранения и сбережения оружия. Правила чистки и смазки. Меры безопасности при обращении с оружием.
Используемые при обучении оптические прицелы, их устройство, назначение, преимущества и недостатки по сравнению с открытыми и диоптрическими прицелами. Способы крепления прицелов к оружию. Правила хранения оптических прицелов и ухода за ними.
Цель. Изучение конструкций оружия и оптических прицелов, которые будут использоваться при дальнейшем обучении, а также правил их применения и технического обслуживания.
Тема 2 Определение угловых величин — 4 часа
(8 класс – 1 ч, 9 класс – 1 ч, 10 класс – 1 ч, 11 класс – 1 ч)
Объяснение понятия «тысячная». Формула «тысячной». Определение расстояния по угловым величинам, визуально и с использованием оптического прицела и вспомогательных оптических устройств.
Цель. Изучение и усвоение понятия «тысячная» как единицы измерения углов.
Тема 3 Основы внутренней и внешней баллистики — 8 часов
(8 класс – 2 ч, 9 класс – 2 ч, 10 класс – 2 ч, 11 класс – 2 ч)
Взрывчатые вещества. Устройство боеприпасов для рассматриваемых видов оружия. Явление выстрела. Элементы траектории. Настильность. Прямой выстрел. Воздействующие на полет пули факторы. Определение средней точки попадания (СТП) и обучение внесению поправок в прицельные приспособления.
Цель. Ознакомление с явлением выстрела при стрельбе из винтовок калибра 4,5 мм, 5,6 мм бокового огня и 7,62 мм. Боеприпасы. Траектория и ее элементы, воздействие внешних условий на полет пули.
Тема 4 Обучение приемам стрельбы из пневматической винтовки — 40 часа
(8 класс – 16 ч, 9 класс – 11 ч, 10 класс – 6 ч, 11 класс – 7 ч)
Обучение приемам стрельбы из пневматической винтовки. Особенности прицеливания, глазное расстояние. Характерные ошибки в прицеливании, параллакс и его влияние на точность стрельбы.
Стрельба по неподвижной мишени.
Обучение работе с оптическим прицелом. Определение СТП и внесение в прицел необходимых поправок. Приведение винтовки к нормальному бою и выверка оптического прицела.
Отработка приемов стрельбы из пневматической винтовки с оптическим прицелом по неподвижной мишени.
Обучение приемам стрельбы по появляющейся цели.
Обучение стрельбе по пяти появляющимся целям.
Обучение приемам стрельбы по движущейся цели. Объяснение значения выноса с учетом скорости перемещения цели и времени пролета пулькой расстояния в 10 метров.
«Перебежка». Обучение кандидатов навыкам стрельбы в бою (с перебежкой).
Цель. Практическое ознакомление кадетов со стрельбой. Начальное обучение приемам снайперской стрельбы.
Тема 5
Обучение приемам стрельбы из малокалиберной винтовки — 18 часов
(8 класс – -, 9 класс – 6 ч, 10 класс – 6 ч, 11 класс – 6 ч)
Обучение работе с оптическим прицелом. Определение СТП и внесение в прицел необходимых поправок. Приведение винтовки к нормальному бою и выверка оптического прицела.
Обучение приемам стрельбы из малокалиберной винтовки с оптическим прицелом по неподвижной мишени.
Обучение приемам стрельбы по появляющимся целям.
Обучение приемам стрельбы по пяти одновременно появляющимся целям с переносом огня.
Обучение приемам стрельбы по движущейся цели.
«Перебежка». Обучение кандидатов навыкам стрельбы в бою (с перебежкой).
Цель. Обучение кадетов приемам стрельбы из малокалиберной винтовки бокового огня с оптическим прицелом по неподвижным, появляющимся и движущимся целям на дистанции 50 метров.
Тема 6 Обучение приемам стрельбы из снайперской винтовки калибра 7,62 мм и автомата АК — 8 часов
(8 класс – -, 9 класс – -, 10 класс – 4, 11 класс – 4)
Цель. Обучение кадетов приемам стрельбы из снайперских винтовок СВД (различных модификаций) и образца 1891/30 года, автомата АК по неподвижным, появляющимся и движущимся целям на дистанциях от 100 до 300 м.
Подготовка кадетов к боевым стрельбам.
Отработка навыков стрельбы
Приведение оружия к нормальному бою.
Выверка оптического прицела.
Отработка стрельбы по неподвижным мишеням.
Обучение стрельбе с ограничением времени (по появляющейся мишени). Дистанция —100 м.
Скоростная стрельба по нескольким целям с ограничением времени.
Стрельба по появляющимся целям на различные дистанции. Дистанции — 100 и 300 м.
Стрельба по движущимся целям.
II. Тактическая подготовка.
(8 класс – 2 ч, 9 класс – 2 ч, 10 класс – 2 ч, 11 класс – 2 ч)
Занятия по тактической подготовке должны тесно переплетаться с соответствующими темами огневой подготовки и практикой применения знаний в реальных полевых условиях. Необходимо развивать в обучаемых такие качества, как наблюдательность, глазомер, сообразительность, умение принимать нестандартные решения, чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки, а также неукоснительно поддерживать строжайшую дисциплину в течение всего курса обучения.
При обучении в полевых условиях особое внимание следует уделять выбору места расположения огневой позиции, оборудованию запасной позиции, маскировке и вариантам возможного отхода при обнаружении.
Очень важным элементом тренировки в полевых условиях является умение учитывать изменения в погодных условиях, внесения поправок в прицельные приспособления, использования различных оптических приспособлений и обучение правильному выносу точки прицеливания в зависимости от скорости ветра, перемещения цели и т.д.
III. Инженерная подготовка
(8 класс – 2 ч, 9 класс – 2 ч, 10 класс – 2 ч, 11 класс – 2 ч)
Цель: кадеты должны получить основные понятия о существующей материальной части средств инженерного вооружения и способов их применения на примере рисунков и плакатов, а во время полигонных стрельб — наглядного ознакомления с имеющейся в войсковых частях техникой.
IV. Военная топография
(8 класс – 2 ч, 9 класс – 2 ч, 10 класс – 2 ч, 11 класс – 2 ч)
Цель: научить кадетов читать топографические карты, объяснить значение условных обозначений, обучить ориентироваться на местности с использованием карты и без нее.
В программу входит обучение умению пользоваться компасом, природными приметами и подручными предметами для определения сторон света, понятие о масштабах топографических карт с определением на их основе расстояний и умение в соответствии с имеющимися картами выбирать тактически наиболее выгодные огневые позиции.
V. Общефизическая подготовка
(8 класс – 2 ч, 9 класс – 2 ч, 10 класс – 2 ч, 11 класс – 2 ч)
Занятия по ОФП тесно перекликаются с занятиями по прикладной физической подготовке. Для огневой подготовки кадеты должны уметь:
• пробегать кроссовые дистанции от одного до трех километров;
• проплывать не менее 100 м;
• ходить на лыжах на дистанции не менее 10 км;
• преодолевать стандартную полосу препятствий;
• уметь правильно бросать гранату.
VI. Сдача зачетов
(8 класс – 1 ч, 9 класс – 2 ч, 10 класс – 3 ч, 11 класс – 2 ч)
1. Зачеты у кадетов принимаются комиссией.
2.
Вопросы, относящиеся к изучению материальной части оружия,
боеприпасов и снаряжения, а также к теории баллистики и т.д., сдаются по
экзаменационным
билетам.
3. Зачеты по огневой подготовке сдаются в стрелковом тире и на стрельбище местной воинской части.
4. По результатам зачетов составляется Протокол, один экземпляр которого передается в местный военкомат, второй остается в корпусе.
Кадеты должны знать:
- материальную часть пневматической (калибр 4,5 мм), малокалиберной (калибр 5,6 мм бокового огня) и боевых винтовок калибра 7,62 мм — СВД и винтовок, образца 1891/30 года, автомата АК и используемых оптических прицелов;
- порядок неполной разборки и сборки;
- неисправности оружия, влияющие на меткость стрельбы и способы их устранения;
- порядок и правила осмотра, ухода, хранения и сбережения оружия;
- правила чистки и смазки;
- меры безопасности при обращении с оружием;
- понятие «тысячная», формулу «тысячной»;
- виды взрывчатых веществ;
- устройство боеприпасов для рассматриваемых видов оружия;
- явление выстрела;
- элементы траектории;
- приемы стрельбы из пневматической винтовки;
- особенности прицеливания, глазное расстояние;
- характерные ошибки в прицеливании, параллакс и его влияние на точность стрельбы;
- приемы стрельбы из малокалиберной винтовки;
- приемы стрельбы из снайперских винтовок СВД (различных модификаций) и образца 1891/30 года, автомата АК по неподвижным, появляющимся и движущимся целям.
Кадеты должны уметь:
- производить неполную разборку и сборку;
- устранять неисправности оружия, влияющие на меткость стрельбы;
- производить осмотр, уход, хранение и сбережение оружия;
- производить чистку и смазку оружия;
- определять расстояния по угловым величинам, визуально и с использованием оптического прицела и вспомогательных оптических устройств;
- производить стрельбу по неподвижной мишени;
- производить стрельбу по появляющейся мишени;
- производить стрельбу по движущейся мишени.
ГО И ПРОТИВОХИМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. (8-11 классы 1ч в неделю, 34 ч в год, всего 136 ч)
Расчет часов по темам обучения
I Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера -5 ч
II РСЧС, её структура и задачи -5 ч
III Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны – 5ч
IV Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени -5 ч
V Отравляющие вещества -9 ч
VI Радиоактивные вещества и защита от них – 4 ч
VII Противогазы – 10 ч
VIII Средства противохимической защиты кожи – 11 ч
IX Частичная дегазация – 6 ч
X Частичная санитарная обработка личного состава и частичная дезактивация вооружения, боевой техники, обмундирования и снаряжения - 4 ч
XI Способы преодоления заражённых участков местности – 6 ч
XII Обязанности ПРХН - 2
XIII Пользование противогазом в заражённой местности – 8 ч
XIV Санитарная обработка личного состава и дегазация вооружения, боевой техники и местности – 5 ч
XV Дегазация и дезактивация вооружения и боевой техники при одновременном заражении их ОВ и радиоактивными веществами – 5 ч
XVI Бактериологическое оружие - 5 ч
XVII Современные средства поражения – 8 ч
XVIII Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени – 10 ч
XIX Средства применения боевых радиоактивных и отравляющих веществ – 8ч
XX Средства радиационной и химической разведки – 5 ч
XXI Организация проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС -10 ч
Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера
(8 класс –2 ч, 9 класс –1 ч, 10 класс –1 ч, 11 класс –1 ч)
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания ЧС техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о ЧС и одного из возможных вариантов, предусмотренных планом ОУ. Укрытие в защитных сооружениях, эвакуация.
РСЧС, её структура и задачи.
(8 класс –2 ч, 9 класс –1 ч, 10 класс –2 ч, 11 класс –)
РСЧС, история создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от ЧС. Права и обязанности граждан в области защиты от ЧС.
Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны.
(8 класс –2 ч, 9 класс –1 ч, 10 класс –1 ч, 11 класс –1 ч)
ГО: история создания, предназначение, задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления ГО, структура управления и органы управления ГО. Организация ГО в ОУ, её предназначение. План ГО ОУ, обязанности обучаемых.
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени.
(8 класс –2 ч, 9 класс –1 ч, 10 класс –1 ч, 11 класс –1 ч)
Система оповещения населения о ЧС. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о ЧС, примерное её содержание, действия населения по сигналам оповещения о ЧС.
Отравляющие вещества.
(8 класс –3 ч, 9 класс –2 ч, 10 класс –2 ч, 11 класс –2 ч)
Понятие об отравляющих веществах. Назначение и способы применения отравляющих веществ. Деление ОВ по действию их на организм, по длительности боевого действия и по тактическому назначению. Характеристика основных ОВ. Основные признаки применения ОВ. Обнаружение ОВ по внешним признакам. Защита от ОВ. ПМП при поражении ОВ. Средства медицинской защиты населения.
Радиоактивные вещества и защита от них.
(8 класс –1 ч, 9 класс –1 ч, 10 класс –1 ч, 11 класс –1 ч)
Понятие о проникающей радиации. Радиоактивное заражение местности и различных объектов в результате атомного взрыва. Поражающие факторы атомного взрыва. Характеристика боевых радиоактивных веществ, их назначение, способы применения и пути воздействия на организм человека. Заражение радиоактивными веществами местности, оружия, боевой техники, продуктов питания и воды. Влияние метеорологических условий на характер и степень заражения местности и различных объектов. Допустимое время пребывания в заражённом районе. Средства и способы защиты от радиоактивных веществ. Средства медицинской защиты населения.
Противогазы.
(8 класс –3 ч, 9 класс –3 ч, 10 класс –2 ч, 11 класс –2 ч)
История создания противогазов. Назначение, устройство и сбережение противогаза. Подбор противогаза. Сборка, осмотр и укладка противогаза в сумку. Правила пользования противогазом. Положения противогаза «походное», «наготове» и «боевое». Приёмы надевания и снимания противогаза. Надевание противогаза на поражённого и раненого. Порядок определения неисправностей противогаза. Приёмы пользования повреждённым противогазом. Пользование специальными средствами. Особенности пользования противогазом в различное время года.
Средства противохимической защиты кожи
(8 класс –2 ч, 9 класс –3 ч, 10 класс –3 ч, 11 класс –3 ч)
Назначение и правила пользования защитной накидкой. Назначение защитных чулок и перчаток и правила пользования ими. Назначение защитной одежды и правила пользования ею (Л-1, ОЗК). Хранение и сбережение средств противохимической защиты кожи.
Частичная дегазация
(8 класс –1 ч, 9 класс –2 ч, 10 класс –1 ч, 11 класс –2 ч)
Назначение и устройство ИПП. Частичная дегазация личного оружия. Частичная дегазация пулемётных и артиллерийских орудий, авто и мототехники.
Частичная санитарная обработка личного состава и частичная дезактивация вооружения, боевой техники, обмундирования и снаряжения
(8 класс –, 9 класс –2 ч, 10 класс –1 ч, 11 класс –1 ч)
Понятие о дезактивации. Средства и способы частичной санитарной обработки и дезактивации. Меры безопасности при частичной дезактивации. Порядок проведения частичной санобработки. Порядок проведения частичной дезактивации вооружения, боевой техники, обмундирования и снаряжения. Особенности дезактивации в различные времена года.
Способы преодоления заражённых участков местности.
(8 класс –1 ч, 9 класс –2 ч, 10 класс –1 ч, 11 класс –2 ч)
Понятие о заражённых участках местности. Способы преодоления заражённых участков местности. Подготовка и использование подручных табельных средств. Действия на заражённом участке. Обязанности личного состава после преодоления заражённого участка местности.
Обязанности ПРХН.
(8 класс –, 9 класс –1 ч, 10 класс –1 ч, 11 класс –)
Внешние признаки начала атомного и химического нападения. Признаки наличия отравляющих веществ на местности и местных предметах. Обязанности наблюдателя в подразделении по химическому наблюдению. Действия наблюдателя при атомном и химическом нападении противника.
Пользование противогазом в заражённой местности.
(8 класс –2 ч, 9 класс –2 ч, 10 класс –2 ч, 11 класс –2 ч)
Подгонка противогаза. Проверка герметичности противогаза вне заражённого воздуха. Проверка герметичности противогаза в заражённом воздухе. Определение неисправности противогаза. Пользование повреждённым противогазом. Замена повреждённого противогаза.
Санитарная обработка личного состава и дегазация вооружения, боевой техники и местности.
(8 класс –1 ч, 9 класс –1 ч, 10 класс –2 ч, 11 класс –1 ч)
Назначение и краткая характеристика основных дегазирующих веществ. Полная санитарная обработка личного состава. Способы дегазации местности. Меры безопасности при работе по дегазации местности. Дегазация траншей и ходов сообщения. Проделывание проходов на заражённой местности. Санитарная обработка личного состава после окончания дегазационных работ. Особенности дегазационных работ в различные времена года.
Дегазация и дезактивация вооружения и боевой техники при одновременном заражении их ОВ и радиоактивными веществами.
(8 класс –1 ч, 9 класс –1 ч, 10 класс –2 ч, 11 класс –1 ч)
Порядок проведения частичной и полной дегазации и частичной дезактивации. Особенности обезвреживания вооружения и боевой техники при одновременном заражении ОВ и радиоактивными веществами. Табельные и подручные средства, применяемые для дегазации и дезактивации. Меры предосторожности при дегазации и дезактивации. Проведение дегазации и дезактивации. Общие сведения о порядке санобработки на ПСО. Работы на контрольно-распределительном пункте. Порядок проведения санобработки на ПСО.
Бактериологическое оружие.
(8 класс –2 ч, 9 класс –1 ч, 10 класс –1 ч, 11 класс –1 ч)
Понятие о бактериологическом заражении. Признаки бактериологического заражения. Виды бактериологического заражения. Эпидемии. Организация борьбы с бактериологическим заражением. Медицинские средства защиты населения.
Современные средства поражения.
(8 класс –2 ч, 9 класс –2 ч, 10 класс –2 ч, 11 класс –2 ч)
Современные средства поражения. Характеристика современных средств поражения. Организация инженерной защиты от современных средств поражения.
Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени.
(8 класс –2 ч, 9 класс –2 ч, 10 класс –3 ч, 11 класс –3 ч)
Назначение и устройство убежища с противохимическим оборудованием и правила пользования им. Виды защитных сооружений. Противорадиационные убежища. Обязанности солдат при несении службы в убежище. Практическое пользование убежищем. Устройство укрытий. Правила поведения в защитных сооружениях.
Средства применения боевых радиоактивных и отравляющих веществ.
(8 класс –2 ч, 9 класс –2 ч, 10 класс –2 ч, 11 класс –2 ч)
Войска стратегического назначения. РВСН РФ: история создания, назначение и пути развития. Средства применения боевых радиоактивных и отравляющих веществ. Тактические приёмы использования боевых радиоактивных и отравляющих веществ.
Средства радиационной и химической разведки
(8 класс –1 ч, 9 класс –1 ч, 10 класс –1 ч, 11 класс –2 ч)
Понятие о радиационной и химической разведке. Понятие о назначении и принципах действия дезометрических приборов. Назначение, устройство и правила пользования прибором химической разведки.
Организация проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС
(8 класс –2 ч, 9 класс –2 ч, 10 класс –2 ч, 11 класс –4 ч)
Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах ЧС. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ.
Кадеты должны знать:
- краткую характеристику наиболее вероятных для данной местности и района проживания ЧС техногенного характера;
- РСЧС, историю создания, предназначение, структуру, задачи, решаемые по защите населения от ЧС;
- права и обязанности граждан в области защиты от ЧС;
- ГО: историю создания, предназначение, задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий;
- организацию управления ГО, структуру управления и органы управления ГО;
- систему оповещения населения о ЧС;
- порядок подачи сигнала «Внимание всем!»;
- понятие об отравляющих веществах;
- характеристику основных ОВ;
- основные признаки применения ОВ;
- принципы обнаружения ОВ по внешним признакам;
- принципы защиты от ОВ;
- правила оказания ПМП при поражении ОВ;
- средства медицинской защиты населения от ОВ;
- понятие о проникающей радиации;
- поражающие факторы атомного взрыва;
- характеристику боевых радиоактивных веществ, их назначение, способы применения и пути воздействия на организм человека;
- средства и способы защиты от радиоактивных веществ;
- средства медицинской защиты населения от радиоактивных веществ;
- историю создания противогазов;
- назначение, устройство и сбережение противогаза;
- правила подбора противогаза;
- правила пользования противогазом;
- приёмы надевания и снимания противогаза;
- правила надевания противогаза на поражённого и раненого;
- порядок определения неисправностей противогаза;
- приёмы пользования повреждённым противогазом;
- пользование специальными средствами;
- особенности пользования противогазом в различное время года;
- назначение и правила пользования защитной накидкой;
- назначение защитных чулок и перчаток и правила пользования ими;
- назначение защитной одежды и правила пользования ею (Л-1, ОЗК);
- правила хранения и сбережения средств противохимической защиты кожи;
- назначение и устройство ИПП;
- правила проведения частичной дегазации личного оружия;
- понятие о дезактивации;
- средства и способы частичной санитарной обработки и дезактивации;
- меры безопасности при частичной дезактивации;
- порядок проведения частичной санобработки;
- понятие о заражённых участках местности;
- способы преодоления заражённых участков местности;
- правила действия на заражённом участке;
- обязанности личного состава после преодоления заражённого участка местности;
- обязанности наблюдателя в подразделении по химическому наблюдению;
- действия наблюдателя при атомном и химическом нападении противника;
- назначение и краткая характеристика основных дегазирующих веществ;
- полная санитарная обработка личного состава;
- способы дегазации местности;
- меры безопасности при работе по дегазации местности;
- понятие о бактериологическом заражении;
- признаки бактериологического заражения;
- виды бактериологического заражения;
- принципы организации борьбы с бактериологическим заражением;
- медицинские средства защиты населения от бактериологического заражения;
- современные средства поражения;
- характеристику современных средств поражения;
- организацию инженерной защиты от современных средств поражения;
- назначение и устройство убежища с противохимическим оборудованием и правила пользования им;
- виды защитных сооружений;
- обязанности солдат при несении службы в убежище;
- правила устройства укрытий;
- правила поведения в защитных сооружениях;
- понятие о радиационной и химической разведке;
- понятие о назначении и принципах действия дезометрических приборов;
- назначение, устройство и правила пользования прибором химической разведки;
- предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах ЧС;
- организацию и основное содержание аварийно-спасательных работ.
Кадеты должны уметь:
- действовать по сигналам оповещения о ЧС;
- производить обнаружение ОВ по внешним признакам;
- оказывать ПМП при поражении ОВ;
- пользоваться средствами и способами защиты от радиоактивных веществ;
- производить подбор противогаза;
- производить сборку, осмотр и укладку противогаза в сумку;
- пользоваться противогазом из положения противогаза «походное», «наготове» и «боевое»;
- надевать противогаз на поражённого и раненого;
- определять неисправности противогаза;
- пользоваться повреждённым противогазом;
- пользоваться защитными чулками и перчатками;
- пользоваться защитной одеждой (Л-1, ОЗК);
- уметь пользоваться ИПП;
- производить частичную дегазацию;
- производить частичную санитарную обработку и дезактивацию;
- пользоваться убежищем;
- производить устройство укрытий;
- уметь пользоваться дезометрическими приборами;
- уметь пользоваться прибором химической разведки.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА (8-10 классы 1ч в неделю, 34 ч в год, 11 класс – 2 ч в неделю, 64 ч в год, всего 160 ч)
Расчет часов по темам обучения
I. Устав внутренней службы -12 ч
II. Размещение и быт военнослужащих. Повседневный порядок -8 ч
III. Суточный наряд – 15 ч
IV. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих – 4 ч
V. Устав гарнизонной и караульной служб – 3 ч
VI. Организация караульной службы и подготовка караулов – 9 ч
VII. Тактическая подготовка – 6 ч
VIII. Разведка. Марш и походное охранение. Расположение на месте и сторожевое охранение – 12 ч
IX. Наступление – 12 ч
X. Оборона – 12 ч
XI. Военная топография – 8 ч
XII. Методика изучения местности – 8 ч
XIII. Ориентирование на местности – 14 ч
XIV. Движение с компасом по маршруту – 12 ч
XV. Ориентирование по приметам и признакам – 12 ч
XVI. Изучение местности по карте – 12 ч
XVII. Разведка местности – 11 ч
Устав внутренней службы.
(8 класс – 4 ч, 9 класс –2 ч, 10 класс –2 ч, 11 класс –4 ч)
Общие положения. Права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Должностные и специальные обязанности. Ответственность военнослужащих. Взаимоотношения между военнослужащими. Приказ, порядок его отдачи и выполнения. Общие обязанности командиров. Обязанности должностных лиц, солдат и матросов.
Размещение и быт военнослужащих. Повседневный порядок.
(8 класс –2 ч, 9 класс –2 ч, 10 класс –2 ч, 11 класс –2 ч)
Общие положения. Содержание помещений. Требования к помещениям. Требования к противопожарной безопасности. Распределение времени. Распорядок дня. Регламент служебного времени. Подъём, утренний осмотр и вечерняя поверка. Учебные занятия. Завтрак, обед и ужин.
Суточный наряд.
(8 класс –4 ч, 9 класс –3 ч, 10 класс –3 ч, 11 класс –4 ч)
Общие положения. Наряд на работы. Дежурное подразделение. Подготовка суточного наряда. Развод суточного наряда. Обязанности дежурного по роте. Обязанности дневального по роте.
Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих.
(8 класс –1 ч, 9 класс –1 ч, 10 класс –1 ч, 11 класс –1 ч)
Общие положения. Оздоровление условий службы и быта. Закаливание. Санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия.
Устав гарнизонной и караульной служб.
(8 класс –, 9 класс –1 ч, 10 класс –1 ч, 11 класс –1 ч)
Общие положения. Организация и несение гарнизонной службы. Гарнизонный наряд. Гарнизонные патрули.
Организация караульной службы и подготовка караулов.
(8 класс –, 9 класс –2 ч, 10 класс –2 ч, 11 класс –5 ч)
Общие положения. Наряд караулов. Подготовка караулов. Права и обязанности начальника караула, разводящего и часового. Развод и смена часовых. Проверка караулов.
Тактическая подготовка.
(8 класс –, 9 класс –2 ч, 10 класс –2 ч, 11 класс –5 ч)
Основные понятия. Мотострелковое отделение. Управление подразделениями. Обязанности личного состава отделения. Защита от оружия массового поражения.
Разведка. Марш и походное охранение. Расположение на месте и сторожевое охранение.
(8 класс –, 9 класс –2 ч, 10 класс –2 ч, 11 класс –8 ч)
Взвод в разведывательной группе. Взвод в боевом разведывательном дозоре. Взвод в поиске. Действия наблюдательного поста. Разведка в особых погодных и климатических условиях. Взвод на марше и походном охранении. Расположение взвода на месте. Взвод и отделение в сторожевом охранении.
Наступление.
(8 класс –, 9 класс –2 ч, 10 класс –2 ч, 11 класс –8 ч)
Взвод в наступлении. Отделение в наступлении. Наступление в особых условиях.
Оборона.
(8 класс –, 9 класс –2 ч, 10 класс –2 ч, 11 класс –8 ч)
Взвод в обороне. Отделение в обороне. Оборона в особых условиях.
Военная топография.
(8 класс –2 ч, 9 класс –2 ч, 10 класс –2 ч, 11 класс –2 ч)
Значение местности в боевой деятельности войск. Предмет и задачи военной топографии. Общие сведения. Абсолютные и относительные высоты точек местности. Краткие сведения из истории русской картографии. Классификация топографических карт. Назначение и краткая характеристика топографических карт. Топографические съёмки.
Методика изучения местности
(8 класс –2 ч, 9 класс –2 ч, 10 класс –2 ч, 11 класс –2 ч)
Влияние местности на боевые действия войск и решение командира. Разновидность и тактические свойства местности. Рельеф. Равнинная местность. Холмистая местность. Горная местность. Лесная и болотистая местность. Пустынная местность. Реки. Населённые пункты.
Ориентирование на местности.
(8 класс –4 ч, 9 класс –3 ч, 10 класс –3 ч, 11 класс –4 ч)
Вынужденная автономия. Методы и способы выживания. Выживания в различных климатических условиях. Обустройство временного поселения. Способы добывания пищи и огня. Способы ориентирования на местности. Ориентирование по солнцу. Ориентирование по звёздам и Луне.
Движение с компасом по маршруту.
(8 класс – 4 ч, 9 класс –2 ч, 10 класс –2 ч, 11 класс –4 ч)
История создания компаса. Движение по азимуту. Направления на местности. Истинный и магнитный азимут. Самодельные компасы.
Ориентирование по приметам и признакам.
(8 класс –4 ч, 9 класс –2 ч, 10 класс –2 ч, 11 класс –4 ч)
Ориентиры. Путь в горах. Путь в лесу. Приметы в зависимости от времени года. Ориентирование в населённых пунктах. Опрос местных жителей. Морские приметы. Звуковые ориентиры. Ветер и его следы.
Изучение местности по карте
(8 класс –4 ч, 9 класс –2 ч, 10 класс –2 ч, 11 класс –4 ч)
Общие положения. Способы изучения местности. Изучение по карте тактических свойств местности. Условия ведения огня и укрытия от огня противника. Условия проходимости. Рельеф. Гидрографическая сеть. Растительный покров. Почвы и грунты. Дороги. Условия маскировки. Условия расположения войск.
Разведка местности.
(8 класс –3 ч, 9 класс –2 ч, 10 класс –2 ч, 11 класс –4 ч)
Общие положения. Основные приёмы работы с картой на местности. Исправление и дополнение карт. Визирование. Ориентирование карты. Определение точки стояния. Точка стояния на неориентированной карте. Контроль расстоянием. Контроль азимутом. Подготовительные работы. Разведка местности со специальным назначением. Разведка реки. Разведка участка переправы. Сбор сведений для составления карты проходимости. разведка населённого пункта.
Кадеты должны знать:
- Общие положения Устава внутренней службы;
- Права военнослужащих;
- Общие обязанности военнослужащих;
- Ответственность военнослужащих;
- Приказ, порядок его отдачи и выполнения;
- Требования к помещениям;
- Требования к противопожарной безопасности;
- Распределение времени;
- Распорядок дня;
- Подъём, утренний осмотр и вечернюю поверку;
- Учебные занятия;
- Завтрак, обед и ужин.
- Подготовку суточного наряда;
- Развод суточного наряда;
- Обязанности дежурного по роте;
- Обязанности дневального по роте.
- Оздоровление условий службы и быта;
- Закаливание;
- Санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия;
- Подготовку караулов;
- Права и обязанности разводящего и часового;
- Развод и смену часовых;
- Обязанности личного состава отделения.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (8-11 классы 1ч в неделю, 34 ч в год, всего 136 ч)
Содержание учебного материала |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
1. Основы знаний |
|
|
|
|
Тема 1. Роль и место физической культуры в обществе. Влияние физической подготовки на повышение боеспособности военнослужащих |
|
|
|
|
Тема 2. Физическая подготовка военнослужащих. Цель и задачи физической подготовки |
|
|
|
|
Тема 3. Содержание прикладной физической подготовки. Методика развития физических качеств и формирования двигательных навыков |
|
|
|
|
Тема 4. Методика проведения форм физической подготовки. Самоконтроль в процессе физической подготовки. Профилактика травматизма |
|
|
|
|
Тема 5. Военно-спортивный комплекс — основа спортивной работы. Подготовка военнослужащих по видам спорта и упражнениям Военно-спортивной классификации |
|
|
|
|
Тема 6. Правила самостоятельного выполнения упражнений для развития вестибулярной устойчивости и устойчивости организма к гипоксии |
|
|
|
|
Тема 7. Развитие устойчивости организма к воздействиям неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности |
|
|
|
|
Тема 8. Физические и специальные качества. Средства и методы их воспитания. |
|
|
|
|
Тема 9. Основы поведения и меры безопасности человека на воде. |
|
|
|
|
Тема 10. Влияние плавания на организм человека. |
|
|
|
|
Тема 11. Основы физической самозащиты (самообороны) в аспекте безопасности жизнедеятельности |
|
|
|
|
Тема 12. Основы правовых знаний по применению самообороны в чрезвычайных ситуациях |
|
|
|
|
Тема 13. Значение туризма в прикладной физической подготовке школьников |
|
|
|
|
Тема 14. Меры безопасности в походе. Оказание доврачебной помощи пострадавшему в походе. |
|
|
|
|
2. Развитие физических качеств |
|
|
|
|
Общая выносливость: |
|
|
|
|
1. Продолжительный бег в равномерном темпе |
|
|
|
|
2. Повторный бег на отрезках 800-1000 м |
|
|
|
|
3. Кроссовый бег 1000-3000-5000 м |
|
|
|
|
4. Челночный бег 4х100 м |
|
|
|
|
5. Продолжительный бег в переменном темпе |
|
|
|
|
Сила: |
|
|
|
|
1. Упражнения с набивными мячами |
|
|
|
|
2. Упражнения с гантелями |
|
|
|
|
3. Упражнения с отягощением весом собственного тела |
|
|
|
|
4. Упражнения со штангой |
|
|
|
|
5. Упражнения на тренажёрах и тренажёрных устройствах |
|
|
|
|
6. Упражнения с противодействием партнёра |
|
|
|
|
Ловкость: |
|
|
|
|
1. «Слаломный бег» с преодолением препятствий |
|
|
|
|
2. Бег по проходам лабиринта |
|
|
|
|
3. Метание малого мяча в цель: |
|
|
|
|
а) после челночного бега |
|
|
|
|
б) после серии кувырков |
|
|
|
|
в) с разбега |
|
|
|
|
4. «Слаломный» бег лицом и спиной вперёд |
|
|
|
|
5. Челночный бег 3х10 м, 5х10 м |
|
|
|
|
6. Бег «змейкой» |
|
|
|
|
7. преодоление лабиринта с максимальной скоростью |
|
|
|
|
8. Жонглирование 2-3 мячами |
|
|
|
|
9. Метание теннисных мячей в цель правой и левой рукой |
|
|
|
|
10. прыжки с поворотами на 180° и 360° с последующими кувырками вперёд |
|
|
|
|
3. Развитие специальных качеств |
|
|
|
|
Вестибулярная устойчивость: |
|
|
|
|
1. Повороты туловища направо и налево в наклоне вперёд. |
|
|
|
|
2. кувырки вперёд и назад с поворотом на 90°, 180° |
|
|
|
|
3. Различные движения руками и туловищем в стойке на одной ноге (на гимнастической скамейке) |
|
|
|
|
Устойчивость к гипоксии: |
|
|
|
|
1. Упражнения на задержку дыхания на вдохе и выдохе |
|
|
|
|
2. Бег с дозированной задержкой дыхания |
|
|
|
|
3. Игра в баскетбол 3х3 три тайма по 10 мин |
|
|
|
|
Устойчивость к укачиванию: |
|
|
|
|
1. Круговые движения головой |
|
|
|
|
2. Кувырки и прыжки вверх с поворотами налево и направо |
|
|
|
|
3. Стойки на голове, на лопатках, на руках |
|
|
|
|
Устойчивость к перегрузкам: |
|
|
|
|
1. Поднимание ног к перекладине |
|
|
|
|
2. Удержание ног в положении «угол» |
|
|
|
|
3. спрыгивание с возвышения (30-40 см) на одну или обе ноги с последующим мгновенным отскоком вверх или прыжком в длину |
|
|
|
|
4. Прыжки с высоты 1.5-1.7 м |
|
|
|
|
4. Полоса препятствий |
|
|
|
|
1.Преодоление отдельных препятствий, входящих в полосу |
|
|
|
|
2. Преодоление 3-4 элементов полосы препятствий |
|
|
|
|
3. Бег 100м, преодоление полосы препятствий в прямом направлении |
|
|
|
|
4. Преодоление полосы препятствий в обратном направлении, бег 100м |
|
|
|
|
5. Метание гранаты в цель и на заданное расстояние |
|
|
|
|
6. Прохождение элементов полосы препятствий в среднем темпе |
|
|
|
|
7. Преодоление полосы препятствий в прямом направлении (на время) |
|
|
|
|
8. Преодоление полосы препятствий в обратном направлении (на время) |
|
|
|
|
9. Преодоление единой полосы препятствий с учётом контрольного времени |
|
|
|
|
5. Самозащита (самооборона) |
|
|
|
|
1. Самостраховка |
|
|
|
|
2. Освоение приёмов борьбы: |
|
|
|
|
а) в партере б) лёжа в) стоя |
|
|
|
|
3. Учебные схватки |
|
|
|
|
4. Игры с элементами борьбы |
|
|
|
|
6. Рукопашное единоборство |
|
|
|
|
1. Отработка подготовительных приёмов (самостраховка, изготовка к бою, передвижение) |
|
|
|
|
2. Упражнения на развитие силы и быстроты ударов |
|
|
|
|
3. Освоение приёмов защиты от ударов рукой, ногой, освобождение от захватов противника |
|
|
|
|
4. Освоение приёмов защиты от ударов ножом сверху, снизу, сбоку, прямо |
|
|
|
|
5. Освоение приёмов обезоруживания противника при попытке достать пистолет, угрозе пистолетом в упор, спереди, сзади |
|
|
|
|
7. Плавание |
|
|
|
|
1. Освоение техники плавания брасс на спине и брасс на груди |
|
|
|
|
2. Учебные прыжки в воду, отдых на воде |
|
|
|
|
3. Оказание помощи тонущему(последовательность действий спасателя, поиск пострадавшего под водой, способы освобождения от захвата руки, за шею, за ногу, за туловище, способы транспортировки пострадавшего на воде) |
|
|
|
|
4. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему на воде (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца) |
|
|
|
|
8. Туристские умения и навыки |
|
|
|
|
1. Ориентирование и определение сторон горизонта по компасу, часам, Солнцу и местным предметам |
|
|
|
|
2. Определение азимута по компасу, движение по азимуту |
|
|
|
|
3. Однодневный пеший поход (15-20 км): разработка маршрута, походное снаряжение, способы преодоления препятствий, организация привалов и разбивка лагеря, приготовление пищи, противопожарная безопасность |
|
|
|
|
9. Контроль прикладной подготовленности учащихся |
|
|
|
|
Учебно-тренировочные занятия по разделам
физической
подготовки проводятся по следующему
примерному плану (ст. 91 НФП 2001):
Содержание |
Время (мин) |
Организационно-методические указания |
Подготовительная часть — 7 мин |
||
Построение, объяснение задач и содержания занятий, проверка личного состава |
1 |
Взвод — в двухшереножном строю |
Строевые приемы, упражнения на месте, упражнения в движении |
6 |
Проводить в составе взвода. Темп выполнения упражнений — средний. Каждое упражнения повторить 4—6 раз |
Основная часть — |
35 мин |
|
Основную часть занятия организовать групповым способом на трех учебных местах |
||
Упражнение на перекладине: комбинированное силовое упражнение (подъем переворотом, подтягивание, подъем силой, поднимание ног) — ознакомление и разучивание |
10 |
Разучивание проводить в целом. Упражнение выполнять в парах с помощью |
Упражнение в прыжках: прыжок ноги врозь через козла в длину— совершенствование |
10 |
Выполнять потоком с постепенным отодвиганием мостика. Особое внимание обращать на замах и прогиб после толчка руками |
Упражнение на брусьях: сгибание и разгибание рук в упоре, угол в упоре — совершенствование |
10 |
Выполнять на концах жердей на максимальное количество движений |
Комплексная тренировка -эстафета «Переноска тяжестей» |
5 |
Проводить среди отделений. Повторить 3 раза |
Заключительная часть - 3 мин |
||
Ходьба в медленном темпе, упражнения в глубоком дыхании и для расслабления мышц |
2 |
Проводить в колонне по одному |
Подведение итогов занятия |
1 |
Взвод - в двухшереножном строю |
Комплексное занятие может проводиться по следующему примерному плану(ст.93 НФП-2001):
Содержание |
Время (мин) |
Организационно-методические указания |
Подготовительная часть — 7 мин |
||
Построение, объяснение задач и содержания занятий, проверка личного состава |
1 |
Взвод — в двухшереножном строю |
Строевые приемы, упражнения на месте, упражнения в движении |
6 |
Проводить в составе взвода. Темп выполнения упражнений — средний. Каждое упражнение повторить 4—6 раз |
Основная часть —38 мин |
||
|
|
Организовать фронтальным способом на пяти учебных местах |
Бег на короткие дистанции: специальные беговые упражнения, старт и ускорения, встречная эстафета |
7 |
Дистанция — 30-40 м. Беговые упражнения выполнять потоком по три на дистанции 5-6 шагов. Эстафету проводить среди отделений |
Упражнение на перекладине: подъем переворотом, подтягивание |
7 |
Выполнять на многопролетных снарядах в парах с помощью, на максимальное количество движений |
Приемы рукопашного боя: удары ножом и защита от них, обезоруживание противника, вооруженного ножом |
10 |
Выполнять в парах в разомкнутом двухшереножном строю сначала в медленном, затем — в быстром темпе |
Упражнение с тяжестями поднимание гантели, гири |
7 |
Выполнять одновременно всеми военнослужащими одной, затем — другой рукой на лучший результат |
Бег на 1 км |
7 |
Проводить в составе взвода в среднем темпе |
Заключительная часть — 3 мин |
||
Бег в медленном темпе, ходьба в медленном темпе, упражнения в глубоком дыхании и для расслабления мышц |
2 |
Проводить в колонне по одному |
Подведение итогов занятия |
1 |
Взвод — в двухшереножном строю |
Примерные варианты проведения утренней физической зарядки (ст. 115 НФП-2001)
Вариант |
Подготовительная часть — 2-4 (5-6) мин |
Основная часть — 24-26 (40-42) мин |
Заключительная часть — 2 (4) мин |
Первый — общераз-вивающие упражне-ния |
Ходьба, бег, общеразвивающие упражнения для мышц рук, туловища и ног в движении и на месте |
Общеразвивающие упражнения для мышц рук, туловища, ног, упражнения вдвоем, специальные упражнения, простейшие приемы рукопашного боя, бег на 1-1,5 км |
Медленный бег, ходьба с упражнениями в глубоком дыхании и на расслабление мышц |
Второй — упражне-ния на снарядах |
Ходьба, бег, общеразвивающие упражнения для мышц рук, туловища и ног в движении и на месте |
Упражнения на тренажерах, гимнастических, специальных, многопролетных снарядах, опорные прыжки, упражнения с тяжестями, в лазании, бег на 1-1,5 км |
Медленный бег, ходьба с упражнениями в глубоком дыхании и на расслабление мышц |
Третий — преодоле-ние препятст-вий |
Ходьба, бег, общеразвивающие упражнения для мышц рук, туловища и ног в движении и на месте |
Преодоление отдельных препятствий, участков и в целом полосы препятствий, бег на 1-1,5 км |
Медленный бег, ходьба с упражнениями в глубоком дыхании и на расслабление мышц |
Четвертый — комплекс-ная трениров-ка |
Ходьба, бег, общеразвивающие упражнения для мышц рук, туловища и ног в движении и на месте |
Упражнения из разных разделов физической подготовки, бег на 1-1,5 км |
Медленный бег, ходьба с упражнениями в глубоком дыхании и на расслабление мышц |
Пятый — ускорен-ное передви-жение |
Ходьба, бег, общеразвивающие упражнения для мышц рук, туловища и ног в движении и на месте |
Специальные прыжково-беговые упражнения, скоростное пробегание отрезков 50-100 м; ускоренное передвижение до 4 км или бег до 3 км |
Медленный бег, ходьба с упражнениями в глубоком дыхании и на расслабление мышц |