Федеральная целевая программа на 2004-2007 годы

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 25 августа 2003 г. № 523

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

 

«ПЕРЕХОД К КОМПЛЕКТОВАНИЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ПРОХОДЯЩИМИ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ, РЯДА СОЕДИНЕНИЙ И ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ» на 2004-2007 годы

 

ПАСПОРТ

федеральной целевой программы «Переход к комплектованию

военнослужащими, проходящими военную службу по контракту,

ряда соединений и воинских частей» на 2004—2007 годы

 

Наименование Программы — федеральная целевая программа «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004—2007 годы.

Основание для разработки Программы — Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2003 году.

Государственный заказчик — координатор Программы — Министерство обороны Российской Федерации.

Государственные заказчики Программы — Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

Основные разработчики Программы — Министерство обороны Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации.

Цели программы — обеспечение перехода к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и совершенствование боевой готовности соединений и воинских частей постоянной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей пограничных войск и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Основные задачи Программы:

— обеспечение перехода к профессиональной армии на основе комплектования военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, в соединениях и воинских частях постоянной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частях пограничных войск и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;

— поэтапный перевод этих соединений и воинских частей на комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и соответствующая корректировка системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов;

— совершенствование боевой готовности указанных соединений и воинских частей за счет повышения уровня боевой подготовки и профессионального мастерства военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Срок реализации Программы — 2004—2007 годы.

Основные мероприятия Программы:

— изменение условий расквартирования военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих

замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, в соединениях и воинских частях постоянной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частях пограничных войск и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;

— достижение нормативного уровня боевой подготовки и материально-технического обеспечения этих соединений и воинских частей;

— создание условий для устойчивого функционирования системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами;

— поддержание технической оснащенности указанных соединений и воинских частей.

Исполнители основных программных мероприятий — Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, организации и предприятия, определяемые на конкурсной основе.

Объем и источники финансирования Программы — на реализацию Программы предусматриваются средства в размере 79 091,65 млн. рублей. Финансирование расходов на реализацию Программы осуществляется по целевой статье функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации по разделам федерального бюджета «Национальная оборона» и «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства».

Объем финансирования мероприятий Программы в 2004—2007 годах уточняется при разработке проекта федерального бюджета на очередной год.

Контроль за реализацией Программы — осуществляет государственный заказчик — координатор Программы совместно с другими государственными заказчиками Программы.

Ожидаемые результаты реализации Программы — обеспечение условий для укомплектования до 2007 года военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, в соединениях и воинских частях постоянной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частях пограничных войск и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации;

·                     планомерное замещение военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, в этих соединениях и воинских частях (в первую очередь в воинских частях, выполняющих задачи и (или) дислоцированных в «горячих точках»);

·                     создание условий для заключения первых контрактов гражданами, поступающими на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, в указанных соединениях и воинских частях, и увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на этих должностях, с 22,1 тыс. человек до 147,578 тыс. человек;

·                     снижение сложившейся в обществе неудовлетворенности существующей системой комплектования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и направлением этих военнослужащих для прохождения военной службы в «горячих точках»;

·                     создание предпосылок для сокращения с 2008 года срока военной службы по призыву до одного года.

 

1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ПЕРЕХОД К КОМПЛЕКТОВАНИЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ПРОХОДЯЩИМИ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ, РЯДА СОЕДИНЕНИЙ И ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ» НА 2004-2007 ГОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

 

Основами государственной политики Российской Федерации по военному строительству определены до 2010 года основные направления военного строительства, одним из которых является совершенствование системы подготовки мобилизационных ресурсов и комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации (далее именуются — Вооруженные Силы), других войск, воинских формирований и органов.

На протяжении веков в России система комплектования Вооруженных Сил базировалась на традиционном восприятии воинской обязанности как особой нравственной нормы, а призыва на военную службу — как священной обязанности перед Отечеством.

Однако за последнее десятилетие ряд факторов, в том числе политических, идеологических, демографических, экономических и социальных, оказал негативное воздействие на состояние системы комплектования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, резко сократив возможность призыва граждан на военную службу в объеме, обеспечивающем потребности обороны и безопасности страны.

При этом развитие средств, форм и способов вооруженной борьбы выдвигает новые требования к профессиональной подготовке военнослужащих. Внедрение передовых информационных технологий в основные звенья боевого управления, вооружение и военную технику, необходимость существенного увеличения боевого потенциала как воинских подразделений, так и каждого военнослужащего в условиях ресурсных ограничений неизбежно ставит вопрос о профессионализации военной службы.

Необходимость профессионализации военной службы обусловлена тем, что в сложившихся политических, экономических и демографических условиях необходимо совершенствовать систему комплектования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов путем первоочередного перехода к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, воинских должностей, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами (далее именуются — солдаты и сержанты), в соединениях и воинских частях постоянной готовности Вооруженных Сил, воинских частях пограничных войск и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуются — внутренние войска). В дальнейшем необходимо с учетом экономических и социально-демографических условий распространить такой способ комплектования на все Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы.

Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, воинских должностей, подлежащих замещению солдатами и сержантами, в этих соединениях и воинских частях, а также связанные с этим изменения системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов являются сложным процессом, имеющим многоплановый характер.

Мировая и отечественная практика показывает, что эффективное управление таким процессом может быть обеспечено только в рамках федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» (далее именуется — Программа), предусматривающей осуществление комплекса разноплановых мероприятий, направленных на достижение поставленной цели.

Таким образом, необходимость организации перехода к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, воинских должностей, подлежащих замещению солдатами и сержантами, в указанных воинских частях обусловлена военно-политическим, экономическим и социальным значением и масштабностью задач, решаемых Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Целью Программы является обеспечение перехода к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, воинских должностей, подлежащих замещению солдатами и сержантами, в соединениях и воинских частях постоянной боевой готовности Вооруженных Сил, воинских частях пограничных войск и внутренних войск, переводимых на новый способ комплектования указанных воинских должностей (далее именуются — воинские части, переводимые на новый способ комплектования), и совершенствование боевой готовности указанных соединений и воинских частей.

Достижение указанной цели обеспечивается путем осуществления следующих мероприятий:

·                     переход к профессиональной армии на основе комплектования военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, воинских должностей, подлежащих замещению солдатами и сержантами, в воинских частях, переводимых на новый способ комплектования;

·                     улучшение условий расквартирования и введение дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки в целях повышения привлекательности военной службы по контракту;

·                     перевод воинских частей на новый способ комплектования в 2004—2007 годах в соответствии с планом-графиком (Приложение № 1*) и соответствующая корректировка системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов;

·                     совершенствование боевой готовности воинских частей, переводимых на новый способ комплектования, за счет повышения уровня боевой подготовки и профессионального мастерства военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

 

Срок реализации Программы — 2004—2007 годы.

3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

Система программных мероприятий разработана на основе результатов научных исследований по проблемам комплектования воинских должностей, подлежащих замещению солдатами и сержантами, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и результатов проведения практического эксперимента в 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.

В рамках Программы предполагается осуществить комплекс программных мероприятий (Приложения № 2 и 3).

Программа реализуется по следующим двум направлениям:

·                     социальное обеспечение и повышение привлекательности военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами и сержантами;

·                     совершенствование боевой готовности воинских частей, переводимых на новый способ комплектования.

 

Социальное обеспечение и повышение привлекательности военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами и сержантами

 

Реализация указанного направления обеспечивается путем:

·                     изменения условий расквартирования военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами и сержантами, в воинских частях, переводимых на новый способ комплектования;

·                     изменения социального статуса и материального положения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами и сержантами, в воинских частях, переводимых на новый способ комплектования.

Мероприятия Программы, направленные на изменение условий расквартирования военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (Приложение № 4), предусматривают:

·                     реконструкцию (переоборудование) казарм в военные общежития упрощенного типа;

·                     строительство новых военных общежитий;

·                     приведение объектов казарменной зоны в соответствие с установленными нормами;

·                     развитие социальной и инженерной инфраструктуры для обеспечения функционирования существующих и вводимых в эксплуатацию объектов казарменной зоны.

 

Мероприятия Программы, направленные на обеспечение привлекательности военной службы по контракту (Приложение № 5), предусматривают:

·                     выплату дифференцированной надбавки за особые условия боевой подготовки;

·                     выплату компенсации за поднаем жилья по установленным законодательством Российской Федерации нормам указанным военнослужащим, имеющим семьи;

·                     доведение до установленных законодательством Российской Федерации норм уровня обеспеченности указанных военнослужащих вещевым имуществом;

·                     обеспечение реализации прав указанных военнослужащих:

·                     на медицинское обеспечение, в том числе установление ежемесячных компенсаций за санаторно-курортное лечение;

·                     на оплату проезда военнослужащих и членов их семей к новому месту службы, в том числе выплату ежемесячных компенсаций за расходы на проезд к месту проведения отпуска и обратно;

·                     стимулирование выполнения боевых задач и задач боевой подготовки в особых (полевых) условиях;

·                     предоставление права на получение бесплатного высшего или среднего специального образования.

 

Совершенствование боевой готовности воинских частей, переводимых на новый способ комплектования

 

Реализация указанного направления обеспечивается путем:

·                     совершенствования боевой подготовки и материально-технического обеспечения воинских частей;

·                     поддержания технической оснащенности воинских частей;

·                     создания условий, обеспечивающих устойчивое функционирование системы комплектования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

Мероприятия Программы, направленные на совершенствование боевой подготовки и материально-технического обеспечения воинских частей (Приложение № 6), предусматривают:

·                     освобождение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами и сержантами, в воинских частях, переводимых на новый способ комплектования, от исполнения обязанностей, не связанных с боевой (специальной) подготовкой и их должностными обязанностями;

·                     совершенствование учебно-материальной и технической базы боевой подготовки;

·                     организацию боевой подготовки в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации;

·                     обеспечение эксплуатации объектов учебно-материальной и технической базы боевой подготовки и увеличенного количества объектов инфраструктуры;

·                     обеспечение проведения высших форм боевой подготовки.

 

Мероприятия Программы, направленные на поддержание технической оснащенности воинских частей (Приложение № 7), предусматривают:

·                     поддержание соответствующего технического состояния вооружения и военной техники (текущее содержание и ремонт вооружения и военной техники, обусловленные повышенной интенсивностью эксплуатации в процессе боевой подготовки);

·                     поддержание объектов инфраструктуры воинских частей на уровне, обеспечивающем совершенствование боевой готовности и проведение боевой подготовки.

 

Мероприятия Программы, направленные на создание условий, обеспечивающих устойчивое функционирование системы комплектования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (Приложение № 8), предусматривают:

·                     научное сопровождение Программы;

·                     совершенствование нормативного правового обеспечения прохождения военной службы по контракту военнослужащими занимающими воинские должности солдат и сержантов, в воинских частях, переводимых на новый способ комплектования;

·                     решение организационных вопросов перехода к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, воинских должностей, подлежащих замещению солдатами и сержантами, в воинских частях, переводимых на новый способ комплектования;

·                     информационное обеспечение Программы;

·                     создание устойчивой и централизованной системы комплектования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.

 

Мероприятия Программы, направленные на создание условий, обеспечивающих совершенствование боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил, пограничных и внутренних войск в условиях перехода воинских частей на новый способ комплектования (Приложение № 9), предусматривают:

·                     обеспечение закупки и монтажа дополнительных технических средств охраны и сигнализации;

·                     предварительную подготовку военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами и сержантами, в воинские части, переводимые на новый способ комплектования, в учебных центрах и учебных воинских частях.

 

4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Затраты на реализацию мероприятий Программы составляют 79 091,65 млн. рублей (в ценах 2003 года) и распределяются по государственным заказчикам следующим образом:

(млн. рублей)

Государственные заказчики

Всего

В том числе по направлениям расходов

капитальное строительство

НИОКР

прочие расходы

Министерство обороны Российской Федерации

68 422,22

24 327,49

55,23

44 059,5

Министерство внутренних дел Российской Федерации

8 547,06

2 432,77

 

6114,29

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

2 102,37

418,32

 

1 684,04

 

Финансирование расходов на реализацию Программы осуществляется по целевой статье функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации по разделам федерального бюджета «Национальная оборона» и «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства».

Объем и структура бюджетного финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями федерального бюджета и с учетом фактического выполнения программных мероприятий.

Капитальные вложения в общем размере затрат составляют в 2004—2007 годах 34 процента (27 178,28 млн. рублей).

5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Механизм реализации Программы определяется государственным заказчиком — координатором Программы путем взаимодействия с государственными заказчиками и включает в себя организационные мероприятия, обеспечивающие управление процессами планирования, исполнения и контроля, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594.

При реализации Программы государственный заказчик — координатор и государственные заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Финансирование текущих расходов осуществляется в сметно-бюджетном порядке, а оплата поставок товаров, выполнение работ и оказание услуг — путем заключения государственным заказчиком — координатором и государственными заказчиками государственных контрактов (договоров) на конкурсной основе.

Отбор организаций и предприятий для реализации Программы (исполнителей Программы) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».

Государственные заказчики и исполнители Программы несут ответственность за ее качественное и своевременное выполнение, рациональное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию Программы.

Ежегодное планирование программных мероприятий осуществляется в три этапа.

На первом этапе (январь — февраль) осуществляются анализ результатов выполнения программных мероприятий в предыдущем году и прогноз выполнения программных мероприятий текущего года, а также уточнение показателей программных мероприятий на планируемый год.

На втором этапе (апрель — июнь) осуществляются:

·                     корректировка программных мероприятий на планируемый год с учетом установленного Правительством Российской Федерации предельного размера бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий Программы;

·                     представление ежегодно государственным заказчиком — координатором и государственными заказчиками в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации бюджетных заявок на финансирование мероприятий Программы с отражением размера запрашиваемых ассигнований на программные мероприятия по соответствующим разделам и статьям (направлениям) расходов бюджетной классификации и приложением пояснительной записки с экономическим обоснованием программных мероприятий, предлагаемых для реализации в очередном финансовом году.

 

На третьем этапе (не позднее одного месяца после принятия федерального закона о федеральном бюджете) осуществляются:

·                     корректировка перечня мероприятий Программы с учетом утвержденного размера ассигнований;

·                     представление государственными заказчиками до 20 января года, следующего за отчетным, отчетов о ходе выполнения Программы государственному заказчику-координатору;

·                     представление государственным заказчиком — координатором до 20 февраля года, следующего за отчетным, обобщенной информации о ходе выполнения Программы в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

 

6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПОСЛЕДСТВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 

Реализация Программы обеспечит условия для. укомплектования до 2007 года воинских частей, переводимых на новый способ комплектования, военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами и сержантами.

Результатами реализации Программы будут являться:

·                     планомерное замещение военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, воинских должностей, подлежащих замещению солдатами и сержантами, в воинских частях, переводимых на новый способ комплектования (в первую очередь в воинских частях, выполняющих задачи и (или) дислоцированных в «горячих точках»);

·                     создание условий для заключения первых контрактов гражданами, поступающими на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами и сержантами, в воинских частях, переводимых на новый способ комплектования, и увеличение численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на этих должностях, с 22,1 тыс. до 147,578 тыс. человек.

 

В результате реализации Программы планируется:

·                     снизить сложившуюся в обществе неудовлетворенность существующей системой комплектования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов и направлением этих военнослужащих для прохождения военной службы в «горячих точках»;

·                     создать предпосылки для сокращения с 2008 года срока военной службы по призыву до одного года.

 

7. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

 

Управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком — координатором через межведомственную комиссию, формируемую из представителей государственных заказчиков, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Межведомственная комиссия:

·                     обеспечивает координацию деятельности государственных заказчиков, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в интересах достижения конечной цели Программы;

·                     несет ответственность за методическое и научное обеспечение реализации Программы, осуществляет согласование вопросов реализации Программы с федеральными органами исполнительной власти;

·                     контролирует деятельность всех участников реализации Программы;

·                     отчитывается не реже 1 раза в полугодие о результатах реализации Программы перед государственным заказчиком-координатором и другими государственными заказчиками.

 

Государственный заказчик — координатор Программы:

·                     несет ответственность за реализацию Программы в целом;

·                     осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков, обеспечивая согласованность их действий по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета;

·                     подготавливает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы на очередной финансовый год;

·                     подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы.

 

Государственные заказчики Программы отвечают за своевременную реализацию мероприятий Программы, руководят действиями ее исполнителей и обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на выполнение Программы.

Государственные заказчики и государственный заказчик — координатор осуществляют в установленном порядке финансирование мероприятий Программы и заключают с исполнителями государственные контракты в пределах ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на ее реализацию в очередном финансовом году.

Государственные заказчики осуществляют контроль за реализацией мероприятий Программы

назад

Hosted by uCoz