Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов

ЗАДАЧА

По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представ­ление о проблемах семьи, ее зна­чении в жизни человека и факто­рах, влияющих на гармонию сов­местной жизни.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

Вопросы и ответы, обсужде­ние-дискуссия о характере взаимо­отношений до семейной жизни, чувствах и эмоциях. Беседа о ран­них браках и их последствиях. Дискуссия о супружеском счастье.

Беседа о психологических фак­торах совместимости супругов, вопросы и ответы.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Семья и ее значение.

2. Факторы,   оказывающие   влияние   на   гармонию   совместной жизни,

3. Психологические советы супругам по достижению взаимопо­нимания, сохранения любви и уважения друг к другу.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

1.                  Понятие о семье.

2.                  Задачи и функции семьи.

3.                  Понятие о семейной жизни и семейных отношениях.

4.                  Характеристика взаимоотношений полов до семейной жизни.

5.                  Чувства и эмоции во взаимоотношениях.

6.                  Ранние браки, их причины и последствия.

7.                  Понятие о супружеском счастье.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

8.                  Факторы, влияющие на гармонию совместной жизни.

9.                  Психологи­ческая совместимость супругов: ценностно-идеологическая совмести­мость, согласованность функционально-половых ожиданий, совмес­тимость индивидуально-психологических характеристик.

10.             Понятие о законе совместимости.

11.             Психологические советы по достижению взаимопонимания, сохранению любви и уважения друг к другу.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

1. В теме 1.2 дано определение понятия «семья». Каково ваше мне­ние об этом определении? С чем вы согласны, а с чем нет? Поясните. 2. Могли бы вы высказать свое мнение о любви? Каковы, по вашему мнению, основы счастливого брака? 3. По каким причинам могут ос­ложняться отношения после брака? 4. Почему ранние браки считают­ся неустойчивыми? 5, Какие факторы влияют на гармонию совмест­ной жизни? 6. Как можно достичь взаимопонимания и уважения друг к другу в семейной жизни? 7. Назовите важнейшую, по ваше­му мнению, задачу семьи. 8. Какие качества характера наиболее необходимы супругам для обеспечения гармонии совместной жизни? 9. Расскажите о совместимости супругов с различными видами темперамента. 10. Какие личные качества считают главными в супруге женщины и мужчины? 11. По каким причинам чаще всего заключаются ранние браки?

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Раздел I, глава 1, тема 1.2, зада­ния 9, 10, 11.

Беседа с родителями, друзьями, со старшими родственниками о се­мейных взаимоотношениях и самостоятельно сделать вывод о вза­имоотношениях в семье, факторах, влияющих на гармонию, семейной жизни.

Цель: рассмотреть понятия нравственности, этикета и взаимо­отношения полов.

Ход урока

I.    Вводная часть.

1.    Повторение пройденного материала.

- Какие мероприятия включает в себя личная гигиена?

- Как и чем правильно питаться?

-  Как влияют на состояние здоровья занятия физкультурой и спортом?

2.    Сообщение цели урока.

П.    Изложение программного материала.

Семья — это выработавшаяся за многие века форма объединения людей мужского и женского пола в ин­тересах создания нормальных условий для их повсе­дневной жизнедеятельности, сохранения здоровья, рождения и воспитания детей, передачи жизненного опыта, осуществления преемственности поколений.

Важнейшая задача семьи — рождение и воспита­ние детей, развитие их физических и духовных сил.

Поскольку современный брак основан прежде все­го на любви, важнейшую роль в нем играют сохране­ние и развитие этого чувства в совместной жизни. Од­нако этому препятствует прежде всего то обстоятель­ство, что молодые люди далеко не всегда способны различать качества возможного будущего супруга, необходимые для совместной жизни, навыки, кото­рыми обладают представители противоположного по­ла, и их нравственные достоинства.

Семейные отношения часто усложняются сразу после свадьбы. Типичные до свадьбы мечты о семей­ном счастье нередко сменяются после нее разочарова­ниями друг в друге, в семейной жизни.

Атрибуты красивой свобод­ной жизни исчезают, сменившись многочисленными семейными заботами. А если еще возникают пробле­мы, где жить, на что жить, как уживаться, то все во­круг начинают казаться недостаточно хорошими или даже невыносимо плохими. Возникают разногласия, которые рождают споры, обиды и ссоры, раздражение и недовольство друг другом.

В принципе конфликты между людьми вполне возможны, и важной пробой ду­шевных качеств человека является его отношение к конфликту, умение разрешить его без ущерба для дру­гого, что в любом конфликте победившей стороны все равно нет: проигрывают оба участника конфликта.

Браки среди юных людей, к сожалению, менее прочны, чем среди более взрослых. Нередко молодые люди неспособны разобраться в своих чувствах, отли­чить любовь от влечения, от влюбленности. У многих молодых людей складывается неверное понимание семьи: девушки и юноши не осознают, что семья — это действительно ячейка общества, а не замкнутое в себе сожительство мужчины и женщины. Ранний брак часто может помешать продолжить образование, получить хорошую профессию. Нехват­ка денег скажется на всем (нет своего дома, возмож­ности модно одеваться), но хуже всего то, что многие потом жалуются: ранний брак лишил их радостей и экспериментов, свойственных молодости.

Многие молодые супруги начинают совместную жизнь, ошибочно полагая, что регистрацией в загсе завершается создание семьи, не понимая, что это только начало непростого пути ее формирования.

Факторы, влияющие на гармонию совместной жизни

Ценностно-идеологическая совмести­мость — совместимость жизненных ценностей, уст­ремлений, интересов, убеждений людей.

Согласованность функционально-половых ожиданий, представлений человека о своих правах, обязанностях, функциях в супруже­ском союзе, если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласован­ные, отвергаемые другим ожидания и соответствую­щие им требования, семья заведомо малосовместима и конфликтна. Даже несогласованность представле­ний о том, как проводить свой досуг, распределять обязанности в домашнем труде, резкое несовпадение бытовых привычек могут серьезно нарушать взаимо­отношения супругов.

Совместимость индивидуально-психологических характеристик.

Закон совместимости: врожденные качества супругов в совместимых па­рах должны быть контрастными, а приобретен­ные качества — подобными, схожими.

Супружеские союзы людей, не слишком различаю­щихся по происхождению, условиям жизнедеятель­ности, воспитанию, обычно более прочные, ведь вероятность совпадения в них установок, ценностей, интересов, идеалов, привычек (т. е. приобретенных качеств) супругов заведомо больше.

В общем случае для обеспечения совместимости с другими людьми у человека должны быть три основ­ных качества характера: способность критически от­носиться к себе, терпимость к другим, доверие к дру­гим.   

Достичь взаимопонимания, сохранить любовь и уважение друг к другу в семейной жизни помо­гут следующие психологические советы:

• никогда не ссорьтесь, даже в критических ситу­ациях;

• если что-то не нравится, не ругайтесь, помогите друг другу;

• не пытайтесь перевоспитывать друг друга, не за­ставляйте друг друга менять те сложившиеся при­вычки, которые не доставляют вам удовольствия, ес­ли они, конечно, не во вред окружающим;

• не критикуйте друг друга, тем более в присутст­вии посторонних; нельзя критиковать человека, в крайнем случае можно критиковать только его дейст­вия; старайтесь ни о ком не отзываться дурно, а тем более о супруге;

• научитесь ценить друг друга;

• оказывайте друг другу знаки внимания, не забы­вайте поблагодарить друг друга (за вкусный обед, за помощь в стирке и т. п.), сделать маленький сюрприз (подарить цветы или галстук и т. п.);

• не считайте, что вы правы, пока не посмотрите на ситуацию глазами другой стороны;

• будьте вежливы: все, что говорится грубо, может быть сказано тактично; ругань — это психологиче­ское, моральное уничтожение другого человека; в се­мье ругань недопустима;

• общайтесь; не молчите, говорите о том, что вы чувствуете, что вы думаете, что вас беспокоит; не ко­пите раздражение, если что-то не нравится, скажите об этом;

• помните только хорошее; умение помнить хоро­шее — это умение забывать плохое; умейте прощать друг друга;

• берегите здоровье, свое и близких;

• предупредите других о своем плохо» настроении или усталости; постарайтесь побыстрее привести себя в норму (примите душ, расслабьтесь), а не вымещать усталость или раздражение на близких.

-   Нравственность - это один из основных способов регу­ляции действий человека в обществе с помощью мораль­ных норм.

-   Жизнь семьи, поведение родителей оказывают опреде­ляющее влияние на формирование нравственных качеств ребенка.

-   Проблема взаимопонимания полов - одна из главных проблем, волнующих молодежь.

-   Если в период перестройки организма человек не пони­мает, что с ним происходит, он испытывает дискомфорт и психические нарушения.

-  Если человек не понимает, что происходит с окружаю­щими, он причиняет дискомфорт им, а это - почва для конфликтов.

-   Безопасные отношения полов - это отношения, не при­водящие к физическим, психологическим и нравствен­ным патологиям.

-  Понятие «норма» во взаимоотношениях зависит от кон­кретного исторического этапа развития общества, тради­ций, нравственных принципов, существующих в обществе.

-   Тем не менее, есть общепринятые правила, выполнение которых позволяет сделать наше общение эффективным и безопасным.

-   Совокупность правил и норма поведения - этикет.

-  Право - это свод законов, регулирующих поведение лю­дей в обществе.

-   Что же вынуждает человека следовать нормам этикета?

-  Выполняя требования этикета в определенном кругу людей, человек ощущает свою принадлежность к этому кругу.

-   Выполняя общепринятые нормы, может рассчиты­вать на доброжелательное отношение окружающих.

-    Основой любого этикета является уважительное отно­шение к женщине:

?      при входе в дверь;

?      при входе в темное помещение;

?      при подъеме и спуске по лестнице и т. д.

НА ЗАМЕТКУ

Типы браков и их характеристика

Традиционный брак является наиболее общепринятой нормой. Мужчина и женщина регистрируются в загсе, вместе живут, ведут совместное хозяйство и воспитывают детей.

Незарегистрированный брак. Эта форма семьи получает сей­час все большее распространение во всех странах. Незарегистриро­ванный брак отличается от обычной дружбы с сексом совместным проживанием и ведением хозяйства.

Ограниченная семья. Брак, заключенный на время, например на три года. Через три года брак считается автоматически расторгну­тым, если супруги не решат продлить его.

Прерывающийся брак. Супруги живут вместе, но иногда разъ­езжаются на любой срок (год, месяц, неделя).

Встречающаяся семья. Брак зарегистрирован, но супруги жи­вут отдельно, каждый у себя. Раз, два раза в неделю встречаются.

Мусульманская семья, полигамный брак. Мужчина может иметь несколько жен.

Шведская семья. Отличается от обычной тем, что в ней несколько мужчин и женщин. Их объединяет не только секс, но и совместное хозяйство.

Открытая семья. Форма брачных отношений, когда супруги до­пускают увлечения и связи вне семьи.

назад

Hosted by uCoz