Автономное существование человека в условиях природной среды
ЗАДАЧИ
1.Дать учащимся основы знаний о действиях человека при автономном существовании в условиях природной среды.
2.Научить обучаемых первичным практическим навыкам в ориентировании, движении по азимуту, оборудовании временного жилища и добывании огня.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
Практическое занятие в сочетании с показом, объяснением и обсуждением.
ПРОВЕРКА ЗНАНИИ
1. Какие чрезвычайные, экстремальные и аварийные ситуации являются основными причинами вынужденного автономного существования в природных условиях?
2. Что понимается под терминами «выживание» и «автономное существование»?
3. Какое, по вашему мнению, условие является определяющим при выживании в условиях вынужденного автономного существования?
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Основные способы ориентирования и движения по азимуту.
2. Сооружение временного убежища.
3. Добывание огня и разведение костра.
4. Обеспечение водой и питанием.
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
1. Отработка способов ориентирования.
2. Определение сторон горизонта по солнцу.
3. Определение местного полудня.
4. Определение сторон горизонта по солнцу и часам.
5. Определение сторон горизонта по Полярной звезде и луне. Отработка метода дви-жения по магнитному азимуту с использованием вспомогательных и промежуточных ориентиров.
6. Отработка способов сооружения простейших укрытий (шалашей и навесов).
7. Отработка способов разведения костров различного типа: сигнальных, пламенных, жаровых.
8. Отработка способов добывания огня при отсутствии спичек (при помощи увеличительного стекла, при помощи кремня и куска металла, путем трения).
9. Отработка способов добывания, очистки и обеззараживания воды.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
1. Каковы основные способы ориентирования на местности?
2. Что называется магнитным азимутом и как он измеряется на местности?
3. Какие факторы необходимо учитывать при выборе типа укрытия?
4. Какие виды костров вы знаете и для чего они предназначены?
5. Каким образом можно очистить воду в природных условиях?
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1.Плакаты «Ориентирование на местности», «Временные укрытия»,
«Способы добывания огня и разведение костров», «Съедобные, лекарственные и ядовитые растения», «Сигналы бедствия», «Опасные пресмыкающиеся и насекомые», «Грибы», «Вынужденное автономное существование в природной среде при экстремальных, ситуациях», «Вынужденное автономное существование в природной среде при
аварийных ситуациях».
2.Компасы, брезент, полиэтиленовая пленка, дрова.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ
Раздел I, глава 1, тема 1.2, задания 4, 7.
НА ЗАМЕТКУ
• Уже возвращаясь, я обратил внимание на довольно высокое растение, в метр с небольшим, с ветвистым стеблем, с листьями пилочкой и увенчанное мелкими белыми цветами, напоминавшими раскрывшийся зонтик и, судя по всему, уже отцветающими. Росло оно у самой воды. Я вспомнил, что многие растения, стоящие у воды, обладают мясистым, съедобным корнем. Можно, например, есть нижнюю белую часть камышового стебля, осоки. Поэтому я осторожно, чтобы не оставить корень в земле, выдернул из почвы растение.
Когда я обмыл его в ручье, увидел толстенький корень, очень похожий на бледненькую морковку. Понюхал — пахнет петрушкой. А что, если этот корень съедобен? А если нет?
Благоразумие подсказывало, что лучше всего от находки избавиться — ведь было же у нас правило: сомнительные грибы, а уж незнакомое растение тем более не класть в корзину ни в коем случае. Но очень уж хотелось найти какую-нибудь иную пищу, кроме грибов.
Осторожно я надкусил корень — и сразу ощутил во рту сладкий привкус. И все же что-то мешало мне есть его дальше...
Вспомнил! Это вех ядовитый, или цикута! Ведь помнил же признаки, все время они в голове где-то сидели и, слава богу, удержались! Выплюнул то, что попало в рот, и сразу же хорошенько прополоскал его родниковой водой. Едва не попался...
(Репин Л. Б. Затерявшиеся в тайге. М,: Мысль, 1980)