Автономное существование человека в условиях природной среды

ЗАДАЧИ

1.Дать учащимся основы знаний о действиях человека при авто­номном существовании в условиях природной среды.

2.Научить обучаемых первич­ным практическим навыкам в ориентировании, движении по азиму­ту, оборудовании временного жи­лища и добывании огня.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

Практическое занятие в сочета­нии с показом, объяснением и об­суждением.

ПРОВЕРКА ЗНАНИИ

1. Какие чрезвычайные, экстремальные и аварийные ситуации являются основными причинами вынужденного автономного су­ществования в природных условиях?

2. Что понимается под тер­минами «выживание» и «автономное существование»?

3. Какое, по вашему мнению, условие является определяющим при выживании в условиях вынужденного автономного существования?

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.  Основные способы ориентирования и движения по азимуту.

2.  Сооружение временного убежища.

3.  Добывание огня и разведение костра.

4.  Обеспечение водой и питанием.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

1.     Отработка способов ориентирования.

2.     Определение сторон гори­зонта по солнцу.

3.     Определение местного полудня.

4.     Определение сто­рон горизонта по солнцу и часам.

5.     Определение сторон горизонта по Полярной звезде и луне.  Отработка метода дви-жения по магнитному азимуту с использо­ванием вспомогательных и промежуточных ориентиров.

6.     Отработка способов сооружения простейших укрытий (шала­шей и навесов).

7.     Отработка способов разведения костров различного типа: сиг­нальных, пламенных, жаровых.

8.     Отработка способов добывания огня при отсутствии спичек (при помощи увеличительного стекла, при помощи кремня и куска металла, путем трения).

9.     Отработка способов добывания, очистки и обеззараживания воды.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

1. Каковы основные способы ориентирования на местности?

2. Что называется магнитным азимутом и как он измеряется на местности?

3. Какие факторы необходимо учитывать при выборе типа укрытия?

4. Какие виды костров вы знаете и для чего они предназначены?

5. Каким образом можно очистить воду в природ­ных условиях?

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1.Плакаты «Ориентирование на местности», «Временные укрытия»,
«Способы добывания огня и разве­дение костров», «Съедобные, ле­карственные и ядовитые растения», «Сигналы бедствия», «Опасные пре­смыкающиеся и насекомые», «Гри­бы», «Вынужденное автономное существование в природной среде при   экстремальных, ситуациях», «Вынужденное автономное сущест­вование в природной среде при
аварийных ситуациях».

2.Компасы, брезент, полиэтиле­новая пленка, дрова.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Раздел I, глава 1, тема 1.2, зада­ния 4, 7.

НА ЗАМЕТКУ

• Уже возвращаясь, я обратил внимание на довольно высокое растение, в метр с небольшим, с ветвистым стеблем, с листьями пилочкой и увен­чанное мелкими белыми цветами, напоминавшими раскрывшийся зонтик и, судя по всему, уже отцветающими. Росло оно у самой воды. Я вспомнил, что многие растения, стоящие у воды, обладают мясистым, съедобным корнем. Можно, например, есть нижнюю белую часть камы­шового стебля, осоки. Поэтому я осторожно, чтобы не оставить корень в земле, выдернул из почвы растение.

Когда я обмыл его в ручье, увидел толстенький корень, очень похожий на бледненькую морковку. Понюхал — пахнет петрушкой. А что, если этот корень съедобен? А если нет?

Благоразумие подсказывало, что лучше всего от находки избавиться — ведь было же у нас правило: сомнительные грибы, а уж незнакомое расте­ние тем более не класть в корзину ни в коем случае. Но очень уж хотелось найти какую-нибудь иную пищу, кроме грибов.

Осторожно я надкусил корень — и сразу ощутил во рту сладкий при­вкус. И все же что-то мешало мне есть его дальше...

Вспомнил! Это вех ядовитый, или цикута! Ведь помнил же признаки, все время они в голове где-то сидели и, слава богу, удержались! Выплю­нул то, что попало в рот, и сразу же хорошенько прополоскал его родни­ковой водой. Едва не попался...

(Репин Л. Б. Затерявшиеся в тайге. М,: Мысль, 1980)

назад

Hosted by uCoz