Урок 1 «Правила безопасного поведения в условиях вынужденного автономного существования.
ЗАДАЧИ
В конце занятия обучаемые должны:
а) знать причины вынужденного автономного существования и первоочередные действия потерпевших бедствие;
б) овладеть навыками безопасного поведения в случае аварии транспортных средств.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
Рассказ с использованием учебника, примеры из жизни об автономном выживании людей на природе, пояснение причин вынужденного автономного существования с использованием схемы на с. 5 учебника.
Вопросы и ответы, обсуждение-дискуссия, пояснение с использованием наглядных пособий.
«Мозговая атака» по информации учителя о ситуации потерпевших бедствие при аварии транспортных средств, вопросы и ответы. Ролевая жизнь (две ситуации: уход от места аварии и ожидание помощи на месте аварии).
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Основные причины вынужденного автономного существования.
2. Первоочередные действия потерпевших бедствие.
3. Решение об уходе с места аварии или ожидании помощи в районе бедствия.
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ
Теоретическая часть.
1. Понятие о выживании и автономном существовании, их примеры.
2. Основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях: чрезвычайные, экстремальные и аварийные ситуации (стихийные бедствия, резкие изменения погодных условий, потеря ориентировки, аварии на транспорте) в условиях природной среды.
3. Условия, определяющие успех выживания.
4. Первоочередные действия потерпевших бедствие при аварии транспортных средств.
5. Основные правила принятия решения ожидать помощь на месте аварии.
6. Основные правила принятия решения об уходе с места аварии.
Практическая часть.
1. Отработка практических действий потерпевших бедствие при условной аварии транспортного средства (машина, речное судно, самолет).
2. Отработка действий на месте аварии до прибытия помощи.
3. Отработка действий при уходе с места аварии.
МАТЕРИАЛ
Выживание — активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях.
Основное условие, определяющее успех выживания или гибель, — настрой человека на выход из этой ситуации, его желание возвратиться домой, моральные обязательства перед близкими людьми и обществом, сознание того, что ему еще многое нужно сделать.
Аварийная ситуация обычно возникает внезапно, и ее развитие не всегда можно предсказать. Поэтому порядок действий в таких ситуациях зависит от конкретной обстановки.
Что надо сделать в первую очередь, если вы, потерпели бедствие при аварии транспортных средств:
После выхода из опасной ситуации, непосредственно угрожающей жизни, необходимо решить, что делать: ждать помощи на месте или попытаться добраться до ближайшего населенного пункта.
Решение оставаться на месте аварии принимают в тех случаях, когда:
• сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы при помощи аварийной радиостанции;
• место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, мощный слой снежного покрова и т. п.);
• направление на ближайший населенный пункт и расстояние до него неизвестны;
• большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм.
Приняв решение оставаться на месте аварии, необходимо придерживаться основных правил безопасного поведения, которые позволят выжить и дождаться помощи спасателей.
Решение об уходе с места аварии принимают, если:
• точно известно местонахождение ближайшего населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья людей позволяет преодолеть его;
• возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т. п.;
• люди не могут быть обнаружены спасателями на этом месте из-за окружающей их густой растительности;
• в течение трех суток нет связи и помощи. На месте происшествия необходимо обозначить направление своего ухода: выложить стрелку, сделать зарубки на деревьях, связать пучки травы и т. п.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ
Раздел I, глава 1, тема 1.1;
• самостоятельно составить схему последовательности действий на месте аварии до прибытия помощи;
• самостоятельно составить схему последовательности действий при уходе группы с места аварии.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Схемы «Основные причины вынужденного автономного существования в природных условиях» (учебник, с. 5). «Что надо делать в первую очередь, если вы потерпели бедствие при аварии транспортных средств» (учебник, с. 6).
2. Видеофильм «Если вы заблудились в лесу»
НА ЗАМЕТКУ
Удивительное мужество проявил, оказавшись один на один е тайгой, двенадцатилетний мальчик Саша Корминкин. 3 июля 1985 г. он отправился с друзьями в поле собирать морковь. Быстро закончив работу, ребята разбрелись по тайге в поясках грибов и ягод. Саша не заметил, как исчезла тропинка. Он спустился к протоке в полной уверенности, что она приведет его к лагерю. Но ошибся. Он долго шел не останавливаясь, ожидая каждую минуту, что вот-вот появятся домики деревни. Но тайга становилась все гуще, все темнее.
Он понял, что заблудился. Переночевав под густой елью, он подкрепился ягодами, напился из ручья в снова тронулся в путь. Прошел еще один день. За ним еще два. Казалось, тайга никогда не кончится. А тут еще встреча с медведицей, которая едва не привела к катастрофе. Но, пожалуй, самым страшным испытанием был гнус. Неисчислимые полчища мошек, комаров одолевали его днем и ночью. Лицо опухло от укусов. Щека» Шея, лоб превратились в сплошную кровоточащую маску. Но он упорно Шел вперед, охлаждая время от времени лицо мокрыми ладонями. На десятые сутки началось болото. На другой стороне виднелась избушка — значит, люди близко. Но едва он сделал несколько шагов, как провалился по пояс в зловонную жижу. Ухватившись за сук, торчащий из воды, он, собрав все свои силы, сантиметр за сантиметром освобождал тело из плена трясины. Булькая и чавкая, болото неохотно отпускало жертву. Саша выполз на берег и свалился без сил. Еще два бесконечно долгих дня тащился он, едва ступая по земле опухшими, одеревеневшими ступнями. Утром на пятнадцатые сутки перед ним открылась широкая река. Посередине медленно плыла рыбачья лодка. Это было спасение.