Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 г. N 352 г. Москва "О мерах по реализации Федерального закона "О противодействии терроризму"

Опубликовано 14 июня 2007 г.

В целях реализации Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или пресечения такого террористического акта;

Положение о применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или для пресечения такого террористического акта;

Положение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации оружия, боевой техники и специальных средств при участии в проведении контртеррористической операции.

2. Министерству обороны Российской Федерации и другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим противодействие терроризму, привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М. Фрадков

 

Положение о применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или пресечения такого террористического акта

 

1. Настоящее Положение определяет порядок применения оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или пресечения такого террористического акта.

2. Оружие и боевая техника Вооруженных Сил Российской Федерации применяются:

а) в случае нарушения правил использования воздушного пространства Российской Федерации:

если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил Российской Федерации либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин - для пресечения полета воздушного судна путем принуждения к посадке;

если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы - для пресечения полета воздушного судна путем уничтожения;

б) в случае наличия достоверной информации о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и возникновения реальной опасности гибели людей либо наступления экологической катастрофы (при условии, что были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки) - для пресечения полета воздушного судна путем его уничтожения.

3. Меры по устранению угрозы террористического акта в воздушной среде или по пресечению такого террористического акта принимают войска (силы) видов (родов войск) Вооруженных Сил Российской Федерации, привлекаемые к выполнению задач по противовоздушной обороне.

Применение оружия и боевой техники осуществляется на основе принципа соразмерности применяемых мер степени террористической опасности, а также других принципов противодействия терроризму, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии терроризму".

4. Угроза совершения террористического акта определяется на основании информации, поступающей от оперативных органов единой системы организации воздушного движения, о нарушении воздушным судном правил использования воздушного пространства Российской Федерации, а также сведений, поступающих от дежурных средств радиолокационной разведки радиотехнических войск объединений Военно-воздушных сил, других средств разведки (в том числе визуальной), о воздушном судне, выполняющем полет в воздушном пространстве Российской Федерации с нарушением установленных правил, в том числе приближающемся к границе запретной зоны (зоны ограничений полетов) над объектами без специального разрешения, или о внезапном его обнаружении в воздушном пространстве запретной зоны.

5. В случае если воздушное судно нарушает правила использования воздушного пространства Российской Федерации, экипажу воздушного судна передаются принятые в международной практике радиокоманды наземных пунктов управления и (или) радиокоманды, визуальные сигналы, подаваемые поднятыми на перехват летательными аппаратами Вооруженных Сил Российской Федерации с дистанции, обеспечивающей их гарантированное наблюдение.

В случае если воздушное судно не реагирует на указанные радиокоманды и визуальные сигналы или отказывается им подчиниться без объяснения причин, данное воздушное судно принуждается к посадке летательными аппаратами Вооруженных Сил Российской Федерации путем применения оружия.

В случае если воздушное судно не подчиняется требованиям об осуществлении посадки и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, в том числе при возникновении непосредственной угрозы воздушного нападения на объекты Российской Федерации, подлежащие прикрытию Вооруженными Силами Российской Федерации, применяются оружие и боевая техника для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

При отсутствии реальной опасности гибели людей и (или) наступления экологической катастрофы оружие и боевая техника на поражение не применяются.

6. При применении в отношении воздушного судна оружия и боевой техники на поражение:

а) экипаж летательного аппарата Вооруженных Сил Российской Федерации перед применением оружия на поражение предупреждает об этом экипаж воздушного судна путем подачи радиокоманд и визуальных сигналов, а имеющий стрелково-пушечное вооружение (при наличии условий) - путем ведения предупредительного огня. Решение об открытии предупредительного огня принимает командир экипажа летательного аппарата Вооруженных Сил Российской Федерации, о чем немедленно докладывает на командный пункт;

б) при отсутствии возможности применения летательных аппаратов Вооруженных Сил Российской Федерации применяется оружие наземных (корабельных) средств противовоздушной обороны. Предупреждение о применении оружия в отношении воздушного судна осуществляется с использованием средств радиосвязи;

в) применение оружия и боевой техники прекращается при выполнении экипажем воздушного судна подаваемых ему радиокоманд, визуальных сигналов и (или) команд, подаваемых путем ведения летательными аппаратами Вооруженных Сил Российской Федерации предупредительного огня;

г) оружие и боевая техника могут применяться в отношении воздушного судна на поражение без предупреждения, если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы (при условии, что были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки).

7. Достоверность информации о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна определяется должностными лицами в порядке, устанавливаемом Министерством обороны Российской Федерации совместно с Федеральной службой безопасности Россий-ской Федерации.

8. При применении оружия и боевой техники в отношении воздушного судна принимаются необходимые меры:

по обеспечению безопасности полетов при перехвате воздушного судна, по недопущению нарушения летательными аппаратами Вооруженных Сил Российской Федерации воздушного пространства сопредельных государств и попадания средств поражения (ракет, снарядов и т.д.) на территории сопредельных государств;

по исключению поражения других воздушных судов, недопущению гибели людей, находящихся в этом районе, и (или) наступления экологической катастрофы в результате применения оружия и боевой техники.

9. Порядок принятия решения о применении оружия и боевой техники для целей, предусмотренных настоящим Положением, и должностные лица, принимающие такое решение, определяются Министром обороны Российской Федерации.

Положение о применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или для пресечения такого террористического акта

 

1. Настоящее Положение определяет порядок применения оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или для пресечения такого террористического акта.

2. Оружие и боевая техника Вооруженных Сил Российской Федерации применяются в случае нарушения правил использования водного пространства (подводной среды) Российской Федерации (во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации):

а) если морские или речные суда, корабли, подводные объекты (далее - плавательные средства) не реагируют на команды и (или) сигналы прекратить нарушение правил использования водного пространства (подводной среды) Российской Федерации либо отказываются подчиниться требованиям об остановке (всплытии и остановке) без объяснения причин - для пресечения движения плавательного средства путем принуждения к остановке (всплытию и остановке);

б) если плавательное средство не подчиняется требованиям об остановке (всплытии и остановке) и (или) невозможно принудить его к остановке (всплытию и остановке) и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы (при условии, что были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его остановки) - для пресечения движения плавательного средства путем его уничтожения.

3. При обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, в целях устранения угрозы террористического акта или пресечения террористического акта оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил Российской Федерации применяется с учетом норм международного права.

Безопасность национального морского судоходства Вооруженными Силами Российской Федерации обеспечивается путем охраны и обороны российских гражданских, промысловых и научно-исследовательских судов на морских коммуникациях, а также объектов морской экономической деятельности в районах этой деятельности.

4. Применение оружия и боевой техники осуществляется на основе принципа соразмерности применяемых мер степени террористической опасности, а также других принципов противодействия терроризму, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии терроризму".

5. Угроза совершения террористического акта, в том числе из подводной среды, определяется на основании поступающей на пункты управления стратегических (оперативно-стратегических, оперативных) объединений (далее - пункты управления) от постов системы наблюдения за надводной (подводной) обстановкой, дежурных кораблей, решающих задачи обеспечения безопасности, информации:

а) о параметрах движения плавательного средства;

б) о нарушении плавательным сред-ством границ запретных для плавания и временно опасных для плавания районов и невыполнении им требований об остановке (всплытии и остановке);

в) о внезапном появлении плавательного средства в границах запретных для плавания и временно опасных для плавания районов.

6. При возникновении угрозы совершения террористического акта руководителем дежурной смены боевого расчета пункта управления:

а) принимаются меры по опознаванию и классификации плавательного средства (подводного объекта), установлению с ним связи и передаче требования об остановке (всплытии и остановке);

б) приводятся в высшую степень готовности средства, осуществляющие непосредственное прикрытие охраняемых объектов;

в) организуется передача информации вышестоящим и взаимодействующим пунктам управления.

7. Применение оружия военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в форме ведения предупредительного огня и применения оружия на поражение.

Предупредительный огонь по плавательному средству ведется посредством стрельбы впереди по курсу плавательного средства в целях принудить к остановке (всплытию и остановке).

Применение оружия военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил Российской Федерации на поражение осуществляется после предупредительного огня. По возможности огонь ведется в кормовую часть плавательного средства в целях прекращения его движения. О применении оружия и действиях плавательного средства командир военного корабля (летательного аппарата) Вооруженных Сил Российской Федерации немедленно докладывает на командный пункт.

При отсутствии реальной опасности гибели людей и (или) наступления экологической катастрофы оружие и боевая техника на поражение не применяются.

8. Командир военного корабля (летательного аппарата) Вооруженных Сил Российской Федерации перед применением оружия на поражение обязан:

а) подать плавательному средству принятые в международной практике сигналы с требованием остановиться (с дистанции, позволяющей экипажу этого плавательного средства увидеть или услышать соответствующие сигналы);

б) предупредить о применении оружия против плавательного средства в случае, если оно не выполнит требования об остановке (всплытии и остановке) (с дистанции, позволяющей экипажу плавательного средства увидеть или услышать соответ-ствующие сигналы);

в) открыть предупредительный огонь в случае неподчинения плавательного сред-ства требованию об остановке (всплытии и остановке). Решение об открытии предупредительного огня принимает командир военного корабля (летательного аппарата) Вооруженных Сил Российской Федерации.

9. Если плавательное средство не подчиняется требованиям об остановке (всплытии и остановке) и (или) невозможно принудить его к остановке (всплытию и остановке) или существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы (при условии, что были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его остановки), оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил Российской Федерации применяется для пресечения движения плавательного средства путем его уничтожения. В этом случае оружие может применяться за пределами территориального моря Российской Федерации до вхождения плавательного средства в территориальное море иностранного государства.

10. Оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил Российской Федерации может применяться во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства по решению командира военного корабля (летательного аппарата):

при обнаружении признаков подготовки террористического акта в отношении военного корабля (летательного аппарата), плавательного средства, охраняемого объекта, если иными способами предупредить его невозможно;

при преследовании плавательного средства, используемого для совершения террористического акта.

11. Для оповещения подводного объекта и принуждения его к всплытию и остановке подаются предупредительные сигналы. Предупредительные сигналы подаются путем подрыва в воде взрывных источников звука, при этом принимаются все меры, чтобы исключить поражение объекта.

12. Оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил Российской Федерации при угрозе нападения из подводной среды применяется по подводному объекту без предупреждения в случае, если он обнаружен внезапно внутри запретного для плавания или временно опасного для плавания района либо движется с большой скоростью в направлении военного корабля, плавательного средства, охраняемого объекта и по своим параметрам может классифицироваться как самоходный подводный транспортировщик заряда взрывчатого вещества (торпеда) и промедление в применении оружия может привести к гибели людей либо наступлению экологической катастрофы.

13. Применение оружия и боевой техники Вооруженных Сил Российской Федерации в целях устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства осуществляется с минимальной угрозой для безопасности людей и функционирования плавательных средств и охраняемых объектов.

14. Порядок принятия решения о применении оружия и боевой техники для целей, предусмотренных настоящим Положением, и должностные лица, принимающие такое решение, определяются Министром обороны Российской Федерации.

Положение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации оружия, боевой техники и специальных средств

при участии в проведении контртеррористической операции

1. Настоящее Положение определяет порядок применения Вооруженными Силами Российской Федерации оружия, боевой техники и специальных средств при участии в проведении контртеррористической операции.

2. Подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, выделенные в состав группировки сил и средств для проведения контртеррористической операции, применяют оружие, боевую технику и специальные средства на основании боевого приказа (боевого распоряжения) о проведении контртеррористической операции руководителя контртеррористической операции.

3. Командиры подразделений, воин-ских частей и соединений Вооруженных Сил Российской Федерации, входящих в состав группировки сил и средств для проведения контртеррористической операции, отдают соответствующие приказы, распоряжения, команды и сигналы на применение оружия, боевой техники и специальных средств в ходе непосред-ственного управления возглавляемыми ими подразделениями, воинскими частями и соединениями.

4. Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации в ходе контртеррористической операции применяют оружие, боевую технику и специальные средства в соответствии с боевыми уставами и наставлениями Вооруженных Сил Российской Федерации и иными нормативными актами, определяющими порядок применения оружия, боевой техники и специальных средств Вооруженных Сил Российской Федерации.

5. В ходе проведения контртеррористической операции оружие, боевая техника и специальные средства применяются для:

а) защиты гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если другими способами и средствами защитить их невозможно;

б) освобождения заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и районов (участков) местности, если другими способами и средствами такое освобождение осуществить невозможно;

в) задержания лиц, совершивших (совершающих) нападение на охраняемые объекты, транспортные средства и военнослужащих, в случае оказания ими вооруженного сопротивления или отказа выполнить законное требование о сдаче оружия, если другими способами подавить сопротивление или изъять оружие невозможно;

г) отражения нападения либо угрозы нападения на охраняемые объекты, транспортные средства и военнослужащих, а также пресечения попытки завладеть их оружием и военной техникой;

д) пресечения сопротивления, оказываемого военнослужащему Вооруженных Сил Российской Федерации при исполнении им своих обязанностей, если другими способами и средствами пресечь сопротивление невозможно;

е) остановки транспортного средства путем его повреждения (уничтожения), если водитель транспортного средства отказывается остановиться, несмотря на законные требования военнослужащих, если другими способами и средствами остановить транспортное средство невозможно;

ж) предупреждения о намерении применить оружие, подачи сигнала или вызова помощи;

з) задержания лиц, причастных к террористической деятельности и пытающихся скрыться, если другими способами и сред-ствами осуществить задержание невозможно.

6. В качестве специальных средств Во-оруженными Силами Российской Федерации могут применяться средства, предназначенные для временного вывода из строя лиц, совершающих террористический акт, вооружения, военной и специальной техники и объектов инфраструктуры при сведении к минимуму летальных исходов, необратимых расстройств здоровья людей, а также физического разрушения материальных средств и загрязнения окружающей среды.

7. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания такими лицами вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью других лиц.

8. При применении оружия, боевой техники и специальных средств военнослужащий Вооруженных Сил Российской Федерации, участвующий в проведении контртеррористической операции, обязан:

а) предупредить о намерении применить оружие, боевую технику и специальные средства, предоставив при этом достаточно времени для выполнения законных требований, за исключением случаев, если:

промедление в применении оружия, боевой техники и специальных средств создает непосредственную опасность для жизни или здоровья гражданских лиц, военнослужащих и других лиц, участвующих в контртеррористической операции, либо реальную угрозу безопасности охраняемых объектов, вооружения и транспортных средств;

такое предупреждение является невозможным;

б) обеспечить оказание доврачебной помощи лицам, получившим телесные повреждения;

в) доложить своему непосредственному командиру (начальнику) о факте применения оружия, боевой техники и специальных средств.

9. Должностные лица, указанные в пункте 3 настоящего Положения, обязаны незамедлительно уведомить органы прокуратуры Российской Федерации о всех случаях ранения или смерти в результате применения оружия, боевой техники и специальных средств в ходе проведения контртеррористической операции.

назад

Hosted by uCoz