ОРИЕНТИРОВАНИЕ   НА   МЕСТНОСТИ   ПО   КАРТЕ

Карта—основное средство ориентирования. Топогра­фическая карта была и остается надежным путеводите­лем по незнакомой местности. С помощью карты можно быстро и точно определить свое местоположение, ука­зать обнаруженные цели, уверенно выдержать заданный или намеченный маршрут движения.

При ориентировании на местности командиры под­разделений обычно пользуются топографическими кар­тами масштабов 1: 50000 и 1 : 100000.

Ориентирование на местности по карте включает ориентирование карты, сличение ее с местностью и оп­ределение  своего  местоположения   (точки  стояния).

1. Ориентирование карты

Ориентировать карту — это значит расположить ее в горизонтальной плоскости так, чтобы северная (верх­няя) сторона рамки карты была обращена на север. При таком положении карты расположение местных предме­тов и форм рельефа на местности будет соответствовать расположению условных знаков на карте.

Ориентирование карты может быть выполнено по ли­нейному ориентиру или направлению на ориентир, когда на карте заранее известно свое местоположение (точка стояния). Если точка стояния неизвестна, карту ориен­тируют по сторонам горизонта.

По линейному ориентиру карта может быть ориенти­рована приближенно или точно.

Для приближенного ориентирования достаточно по­двернуть карту так, чтобы мысленно проведенное от точ­ки стояния направление вдоль условного знака линейно-то ориентира на карте, например дороги, совпало с направлением этого ориентира на местности. Приближен­ное ориентирование карты выполняют чаще   всего   на марше при сличении карты с местностью в движении и контроле за прохождением заранее намеченных или выбранных ориентиров — перекрестков и развилок до­рог, мостов, населенных пунктов и других характерных объектов. Свое местоположение на карте в таком слу­чае определяют также приближенно, на глаз.

Для точного ориентирования карты используют ви­зирную линейку или карандаш. Приложив линейку к ус­ловному знаку линейного ориентира, например дороги (рис. 63), совмещают ее направление с направлением этого ориентира на местности. Затем проверяют, все ли местные предметы и формы рельефа, расположенные на местности справа и слева от дороги, имеют такое же расположение на карте. Если это условие выполнено, карта ориентирована правильно.

По направлению на ориентир карту ориентируют так же, как и по   линейному   ориентиру.   Отличие   состоит лишь в том, что вместо линейного ориентира используют направление от точки стояния на какой-либо удаленный местный предмет (отдельное дерево, мост, ретранслятор, т. е. точечный ориентир), надежно опознанный на мест­ности и на карте.

При приближенном ориентировании карты этим спо­собом ее   поворачивают   в   горизонтальном   положении так, чтобы мысленно проведенное на карте направление от точки стояния на условный знак местного предмета примерно совпало с этим направлением на местности.

Точное ориентирование карты по направлению на удаленный местный предмет (ориентир) выполняют с помощью визирной линейки или карандаша (рис. 64). Линейку прикладывают на карте боковой гранью к точ­ке стояния (отдельный камень) и условному знаку того предмета, по направлению на который ориентируют кар­ту (железнодорожный мост). Затем поворачивают кар­ту в горизонтальном положении так, чтобы предмет на местности оказался на линии визирования.

 

 

В таком положении карта будет ориентирована точно.

По компасу карту ориентируют, когда не определено свое местоположение на ней или с точки стояния не вид­но ориентиров.

При приближенном ориентировании карты вначале по компасу определяют направление на север, затем по­ворачивают карту так, чтобы верхняя сторона рамки была обращена в сторону севера.

При точном ориентировании карты по компасу вна­чале указатель отсчета компаса устанавливают против деления шкалы, равного поправке направления, если компас устанавливают на вертикальной линии километ­ровой сетки, или величине магнитного склонения, если компас устанавливают на западную или восточную сто­рону рамки карты (рис. 65). Если поправка направле­ния (магнитное склонение) положительная (восточное), указатель отсчета устанавливают вправо от нулевого деления шкалы, а если отрицательная (западная)—влево.

Затем компас устанавливают на карту так, чтобы ну­левой диаметр его лимба (или линейка компаса АК) совпал с одной из вертикальных линий координатной сетки или с одной из боковых сторон рамки карты (за­падной или восточной), а нуль-пункт был направлен к северной стороне рамки карты. Не меняя положения компаса, карту поворачивают в горизонтальном поло­жении до тех пор,, пока северный конец магнитной стрелки не установится против отсчета, который предвари­тельно был установлен на шкале.

Если поправка направления (или величина магнит­ного склонения) меньше 3°, т. е. равна цене деления шкалы компаса, она при ориентировании карты не учи­тывается.

По Полярной звезде карта будет ориентирована, если верхняя (северная) сторона рамки будет обращена в сторону Полярной звезды, т. е. на север.

2. Определение на карте точки своего стояния

Точка стояния может быть определена на карте раз­личными способами: по ближайшим ориентирам на глаз, промером пройденного расстояния, засечкой. Способ оп­ределения точки стояния выбирается с учетом имеюще­гося времени, условий обстановки и требуемой точности.

Определение своего местоположения по ближайшим ориентирам на глаз. Это наиболее распространенный способ. На ориентированной карте опознают один - два местных предмета, видимых на местности, затем опре­деляют глазомерно свое местоположение относительно этих предметов по направлениям и расстояниям до них и намечают точку своего стояния (рис. 66).

Если точка стояния на местности находится рядом с каким-либо местным предметом или его характерным изгибом (поворотом), изображенным на карте, то место расположения условного знака (точки поворота) этого предмета будет совпадать с искомой точкой стояния.

Промером расстояния. Этот способ чаще всего при­меняется при движении по линейному ориентиру или вдоль него (по дороге, просеке и т. д.), а также при дви­жении по азимуту. На исходном пункте записывают от­счет по спидометру и начинают движение. При определении своего местоположения следует на карте отложить расстояние, пройденное от исходного пункта до точки остановки. Если движение совершается в пешем порядке или на лыжах, пройденное расстояние измеряет­ся шагами или определяется по времени движения.

По направлению на ориентир и расстоянию до него точка стояния может быть определена, если на местно­сти и на карте опознан только один ориентир. В этом случае на ориентированной карте к условному знаку опознанного ориентира прикладывают линейку, визиру­ют ее на ориентир на местности, по краю линейки прочерчивают прямую линию и откладывают на ней рас­стояние от ориентира. Полученная на линии визирова­ния точка и будет искомой точкой стояния.

По створу. Створом называется прямая линия, про­ходящая через точку стояния и две другие характерные точки местности (ориентиры).

Если машина находится на линии створа, ее местопо­ложение на карте может быть определено одним из сле­дующих способов:

— по створу и линейному ориентиру (рис. 67). Если мы находимся на линейном ориентире (дороге) и в створе с двумя местными предметами, до­статочно прочертить на карте прямую через условные знаки местных предметов (ориентиров), в створе с ко­торыми находится точка стояния на местности, до пересечения с дорогой. Точка пересечения линии створа c дорогой и будет искомой точкой стояния;

— по створу и боковому ориентиру. В при­веденном на рис. 68 примере створом служит направление улицы населенного пункта. Для определения точ­ки стояния ориентируют карту по линии створа, а затем, приложив линейку к боковому ориентиру (отдельное дерево), визируют на него и прочерчивают прямую до пересечения с линией створа. В пересечении линии ство­ра с линией визирования на ориентир и будет находить­ся точка стояния;

— по измеренному расстоянию. На карте прочерчивают линию створа, затем определяют расстоя­ние до ближайшего ориентира, находящегося на линии створа, и откладывают это расстояние на прочерченной прямой (от ориентира на себя). Полученная на прямой точка будет точкой стояния.

Засечкой точку стояния определяют при условии хорошего обзора местности и наличии на ней местные предметов и форм рельефа, которые могут служить надежными ориентирами.

По боковому ориентиру (рис. 69) засечка производится, как правило, при движении по дороге или вдоль какого-либо линейного ориентира. Находясь на дороге, ориентируют карту, опознают на ней изображе­ние хорошо видимого на местности предмета  (ориентирa), прикладывают визирную линейку к условному знаку ориентира и визируют на него. Затем, не изменяя поло­жение линейки, прочерчивают на карте прямую линию до пересечения с условным знаком дороги. Место пере­сечения прочерченной линии с условным знаком дороги будет искомой точкой стояния.

Этим способом наиболее точно определяют свое ме­стоположение на карте, если направление на боковой ориентир пересекается с направлением движения под прямым углом. Такой случай называется засечкой по перпендикуляру.

По двум-трем ориентирам (рис. 70) засечки чаще всего выполняется, когда свое местоположение пи карте не обозначено. Карту ориентируют по компасу и опознают на местности два-три ориентира, изображен­ных на карте. Затем, как и в предыдущем случае, визи­руют поочередно на выбранные ориентиры и прочерчивают по линейке направления от ориентиров на себя. Все эти направления должны пересечься в одной точке, которая будет точкой стояния. Такая засечка часто на­зывается обратной.

Засечка по измеренным (построенным) углам (рис. 71) (способ Болотова) выполняется в та­кой последовательности:

—  с помощью башенного угломера или другим спо­собом, например   компасом,   измеряют   горизонтальные углы между тремя ориентирами, выбранными вокруг точки стояния и четко изображенными на карте;

—  строят измеренные углы   на   прозрачной   бумаге при нанесенной   произвольно   точке,   принимаемой   за точку стояния; эти углы могут быть построены и непосредственным визированием с помощью линейки на вы­бранные ориентиры на местности;

— накладывают бумагу на карту так, чтобы каждое прочерченное на ней направление прошло через услов­ный знак того ориентира, на который оно проведено при визировании или построено по измеренным углам;

— совместив все направления с соответствующими им условными знаками ориентиров, перекалывают на карту намеченную на листе бумаги точку, при которой построены направления. Эта точка и будет точкой стоя­ния.

По обратным дирекционным углам (рис. 72) засечку выполняют чаще всего в обстановке, когда нельзя работать с картой на местности открыто. В этом случае измеряют компасом обратные азимуты с точки стояния на два-три точечных ориентира, види­мых на местности и опознанных на карте. Величины об­ратных азимутов отсчитывают на шкале компаса против указателя, расположенного у целика. Измеренные ази­муты переводят, в дирекционные углы (см. разд. 5.3). Затем, построив эти углы при соответствующих ориен­тирах на карте, прочерчивают направления до пересече­ния друг с другом. Точка пересечения направлений и будет точкой стояния.

При определении точки стояния любым способом за­сечки следует выбирать направления так, чтобы они пересекались под углом не менее 30 и не более J5O0. При всех возможных случаях проверяют положение получен­ной точки стояния визированием на дополнительный ме­стный предмет (ориентир). Если при пересечении трех направлений образовался треугольник, точку стояния ставят в его центре. При больших размерах треугольника, когда его сторона более 2 мм, засечку необходимо повторить, предварительно проверив точность ориентирования карты.

3. Подготовка по карте данных для движения по азимутам

Подготовка данных для движения по азимутам вы­полняется по крупномасштабной карте и включает изу­чение местности, выбор маршрута и ориентиров по его участкам, определение магнитных азимутов (дирекционных углов) направлений и расстояний между выбран­ными ориентирами, оформление данных на карте или со­ставление схемы (таблицы) движения.

При изучении местности в направлении движения оценивают главным образом ее проходимость, маскиро­вочные и защитные свойства, определяют труднопрохо­димые и непроходимые препятствия и пути их обхода.

Выбор маршрута и ориентиров.

Начертание маршру­та зависит от характера местности, наличия ориентиров на ней и от условий предстоящего движения. Основное требование к маршруту состоит в том, чтобы он обеспе­чивал быстрый, а в боевой обстановке и скрытный выход к указанному пункту.

Маршрут выбирают с таким расчетом, чтобы он был с минимальным числом поворотов. В маршрут включа­ют дороги, просеки и другие линейные ориентиры, на­правление которых совпадает с направлением движения. Это облегчит выдерживание направлений движения. Точ­ки поворота маршрута намечают у ориентиров, которые можно легко опознать на местности (например, построй­ки башенного типа, перекрестки дорог, мосты, путепро­воды, геодезические знаки).

При выборе ориентиров на участках маршрута необ­ходимо учитывать способ выдерживания направления движения и точность, которую он обеспечивает. Напри­мер, точность выдерживания направления движения по компасу составляет 0,1  пройденного расстояния. Если расстояние между ориентирами на участке маршрута бу­дет 6 км, то при выходе к очередному ориентиру откло­нение может быть 600 м. На отыскание ориентира на местности в этом случае потребуется много времени.

Опытным путем установлено, что расстояния между ориентирами по маршруту движения не должны превы­шать 1—2 км при движении днем в пешем порядке, а при движении на машине и выдерживании направлений по гирополукомпасу — 6—10 км. Для движения ночью ориентиры намечаются по маршруту чаще.

Чтобы обеспечить скрытный выход к указанному пункту, маршрут намечают по лощинам, массивам ра­стительности и другим объектам, обеспечивающим мас­кировку движения. Необходимо избегать передвижений по гребням возвышенностей и открытым участкам. При­мерный вариант выбора маршрута показан на рис. 73.

Определение магнитных азимутов.

 Магнитный ази­мут направления на местный предмет может быть опре­делен по измеренному на карте дирекционному углу или истинному азимуту этого направления. При переводе дирекционного угла (истинного азимута) в магнитный азимут учитывается поправка направления (магнитное склонение) для данного листа карты.

Взаимозависимость между магнитным азимутом, дирекционным углом и истинным азимутом показана на рис. 74.

Дирекционный угол (а)—угол между север­ным направлением вертикальной линии координатной сетки на карте и направлением на предмет (ориентир), отсчитанный по ходу часовой стрелки. Он может иметь значение от 0 до 360°.

Истинный азимут (А) — угол между северным направлением истинного меридиана (боковой стороной рамки карты) и направлением на предмет, отсчитанный но ходу часовой стрелки. Истинный азимут, как и дирекционный угол, может иметь значения от 0 до 360°.

Сближение меридианов (Сб) — угол между северным направлением истинного меридиана и верти­кальной линией координатной сетки. На топографиче­ских картах СССР величина сближения меридианов не превышает ±3°.

Магнитное склонение (Ск) — угол между северным направлением истинного меридиана и направле­нном магнитного меридиана (магнитной стрелки). Если северный конец магнитной стрелки отклоняется от ис­тинного меридиана на восток, магнитное склонение счи­тается положительным, а на запад — отрицательным.

Поправка направления (ПН) — угол между направлением вертикальной линии координатной сетки и магнитным меридианом. Она равна алгебраической разности магнитного склонения и сближения меридиа­нов:

ПН = (±Ск) — (±Сб).

Данные о магнитном склонении, сближении меридиа­нов и величине поправки направления помещаются под южной стороной рамки каждого листа топографической карты крупного масштаба. Переход от измеренных на карте дирекционных углов (истинных азимутов) к маг­нитным азимутам выполняется по формулам:

Измерение по карте дирекционных углов. Дирекционные углы направлений на местные предметы  (ориентиры) измеряют по карте транспортиром или артилле­рийским кругом. Они обеспечивают точность измерения угла с ошибкой ±1—2°. Транспортиром дирекционный угол на карте измеряют в такой последовательности:

— ориентир, на который измеряют дирекционный угол, соединяют прямой линией с точкой стояния так, чтобы прямая пересекла хотя бы одну вертикальную ли­нию координатной сетки. Если ориентир и точка стояния расположены в одном квадрате сетки, то эту линию продолжают до пересечения с вертикальными линиями координатной сетки других квадратов;

— прикладывают транспортир к линии координат­ной сетки, как показано на рис. 75, и отсчитывают по транспортиру величину дирекционного угла.

В нашем примере дирекционный угол с точки А (от­дельный камень) на точку В (отдельное дерево) равен 60°, а дирекционный угол с точки А на точку С (геоде­зический пункт) — 302 .

Артиллерийский круг представляет собой целлулоидную пластину, по внешнему срезу которой на­несена шкала в делениях угломера. Цена одного деле­ния равна 0-10. Большие деления, соответствующие 1-00, оцифрованы от 0 до 60; при этом ряд красных цифр нанесен в возрастающем порядке по ходу часовой стрелки, а ряд черных цифр — против хода часовой стрелки. При измерении дирекционного угла артиллерийский круг устанавливают на карте так, чтобы его центр со­впал с точкой пересечения линии определяемого направ­ления и вертикальной линии координатной сетки, а нуле­вой штрих — с северным направлением этой линии. За­тем снимают отсчет по красной шкале, круга против линии определяемого направления.

Измерение по карте истинных азимутов выполняют транспортиром или артиллерийским кругом так же, как и измерение дирекционных углов. При этом измеряют угол в точке пересечения истинного меридиана с направ­лением на предмет. Линией истинного меридиана в этом случае может быть либо одна из сторон рамки карты — западная или восточная, либо линия, .проведенная па­раллельно ей.

При переводе истинного азимута в магнитный к из­меренному углу прибавляют величину магнитного скло­нения, если оно западное, или вычитают эту величину, если склонение восточное. Полученные магнитные ази­муты направлений выписывают на карту (см. рис. 73), в таблицу или на схему маршрута.

Измерение расстояний. Расстояния между выбран­ными на маршруте движения ориентирами измеряют по прямым линиям с помощью циркуля-измерителя и ли­нейного масштаба или линейки с миллиметровыми деле­ниями.

Составление схемы и таблицы движения по азиму­там. Схему составляют в такой последовательности:

—  на чистый лист бумаги переносят с карты началь­ную точку, ориентиры на точках поворота и конечную точку  маршрута.   Расположение  ориентиров  на  схеме должно быть подобно их положению на карте. Все ори­ентиры изображаются на схеме такими же   условными знаками, как и на карте;

—  перенесенные с карты на схему ориентиры нуме­руют и соединяют прямыми линиями;

—  против каждой линии выписывают исходные дан­ные для движения в виде дроби: в числителе — магнит­ные азимуты, в знаменателе — расстояния в метрах. Ес­ли движение по азимутам будет совершаться в пешем порядке и известна величина шага ведущего, то расстоя­ния в метрах переводят в пары шагов и выписывают на схему в скобках;

— наносят на схему стрелку север—юг и дополни­тельно показывают ориентиры в стороне от маршрута, а также по направлению маршрута, которые могут быть использованы при движении как промежуточные или вспомогательные ориентиры.

 

 

 

S

Участок пути

Магнитный азимут (А„), град

Расстоя­ние, м

Расстояние, пара шагов

1

2

3

 

4

Сарай — курган

Курган — дом лесника

Дом   лесника — перекрес­ток дорог

Перекресток дорог — мост

20

330

25

 

335

1230 1250

350

 

850

820

835

235

 

565

 

4. Ориентирование на местности по карте в движении

Уверенное ориентирование и выдерживание заданно­го направления движения по карте во многом зависит от подготовки к ориентированию. Основной задачей при этом является предварительное изучение условий ориен­тирования по маршруту движения и заблаговременная подготовка данных, необходимых для контроля правиль­ности движения.

Подготовка к ориентированию включает в зависи­мости от обстановки полностью или частично следующие мероприятия: выбор и изучение маршрута движения, подъем его на карте, измерение протяженности маршру­та и разбивку его на отдельные участки, определение азимутов направлений движения на участках, затрудни­тельных для ориентирования по карте, проверку исправ­ности компаса (гирополукомпаса) и спидометра.

Выбор и изучение маршрута. Маршрут движения выбирается по карте с учетом условий обста­новки и характера местности. Предпочтение отдаётся дорогам с твердым покрытием.

Изучение заданного или выбранного маршрута дви­жения выполняют в такой последовательности:

—  просматривают маршрут на карте, уясняют харак­теристику дорог и особенности прилегающей к ним ме­стности, устанавливают наличие придорожных сооруже­ний, которые могут быть ориентирами, отмечают на кар­те участки, где следует уточнить условия ориентирова­ния;

—  на отмеченных участках детально изучают местные предметы и формы рельефа, которые могут служить на­дежными ориентирами; особенно тщательно изучают ме­ста поворотов маршрута, перекрестков и развилок до­рог, въездов в населенные пункты и выездов из них;

—  по всему маршруту выбирают через 5—10 км кон­трольные ориентиры; они должны быть наиболее устой­чивыми объектами местности и легко опознаваться при подъезде к ним.

Подъем   маршрута   на   карте.

Маршрут   на карте поднимают цветным карандашом обычно коричне­вого цвета. Контрольные ориентиры обводят кружками. Вдоль маршрута проводят прерывистую линию, которая не должна закрывать условный знак дороги,  а также по возможности условные знаки местных предметов вдоль нее. При подготовке к движению в условиях, не благопри­ятных для ориентирования, определяют и подписывают на карте магнитные азимуты направлений движения, чтобы можно было быстро перейти к ориентированию в пути по компасу (гирополукомпасу).

Ориентирование в пути.

Перед началом движения на исходном  пункте   записывают   показания   спидометра, время начала движения, сличают карту с местностью и определяют направление пути.

Во время движения карту держат перед собой ориен­тированной, постоянно сличают ее с местностью, следят за прохождением намеченных ориентиров, сверяя пока­зания спидометра. Таким образом осуществляется непрерывное ориентирование, которое обеспечивает пра­вильность выдерживания указанного направления дви­жения.

В бою выдерживание направления движения осу­ществляется по ориентирам, указанным непосредственно на местности и заранее хорошо изученным.

На марше к карте обязательно обращаются при под­ходе к перекрестку или развилке дорог. Примерно за 200—500 м до поворота механику-водителю указывается место предстоящего поворота и направление дальней­шего движения. Например: «Через 500 м поворот на­право на просеку».

При въезде в лес или на участок, где мало ориен­тиров, записывают показания спидометра. Это позволяет в любой момент времени определить свое местоположе­ние по пройденному расстоянию, которое при необходи­мости откладывается на карте.

К наблюдению за ориентирами в пути, особенно при движении ночью, обычно привлекают всех членов эки­пажа. Для этого их предварительно знакомят с маршру­том движения, а в ходе марша заранее предупреждают о предстоящем появлении ориентира.

Особенности ориентирования при движении в раз­личных условиях.

 

Ориентирование при движе­нии    ночью.    В    предвидении    совершения    марша ночью маршрут выбирается так, чтобы он проходил по дорогам или вдоль каких-либо линейных местных пред­метов. Контрольные ориентиры по маршруту намечают на более близких расстояниях друг от друга, чем при движении днем.

Свое местоположение на карте в движении определя­ют чаще всего по пройденному расстоянию, откладывая его от исходного пункта или контрольного ориентира по направлению совершаемого движения.

При планировании движения вне дорог предвари­тельно готовят данные для движения по азимутам. По­вороты маршрута намечают у местных предметов, кото­рые можно легко опознать ночью.

 

Ориентирование при движении в лесу. Маршрут движения в лесу обычно намечают по дорогам и просекам. Направления движения выдерживают, как правило, по азимутам, особенно при движении в пешем порядке или на лыжах. Свое местоположение в лесу определяют по пройденному расстоянию, поэтому в пу­ти необходимо чаще контролировать правильность на­правления движения и пройденное по   маршруту   расстояние.

Ориентирование при движении в пусты­не (степи). Маршрут движения в пустынной местно­сти выбирают так, чтобы он включал имеющиеся на местности ориентиры: дороги, русла высохших рек, от­дельные курганы, колодцы, оазисы и др. Движение со­вершают по азимутам, которые подготавливают заранее. Общее направление движения можно выдерживать по небесным светилам или по следу своей машины, если движение происходит прямолинейно.

Ориентирование при движении в гор­ной местности. Маршрут движения в горной мест­ности намечают обычно по лощинам, горным проходам и перевалам. В качестве ориентиров могут быть намече­ны выделяющиеся вершины гор, седловины, обрывы, скалы, осыпи и другие формы рельефа. Хорошими ори­ентирами служат горные реки, и ручьи, протекающие в долинах. Кроме ориентиров по маршруту полезно наме­чать вспомогательные ориентиры, видимые со многих точек маршрута. Ими могут быть выступы горного хреб­та, заснеженные вершины гор. Вспомогательные ориен­тиры используются для выдерживания общего направле­ния движения.

Ориентирование при движении в круп­ном населенном пункте.

Маршрут движения че­рез крупный населенный пункт обычно намечают по глав­ным и магистральным улицам. Такие улицы четко вы­деляются на карте. В качестве ориентиров по маршруту могут быть площади, путепроводы, мосты, памятники, церкви и другие выделяющиеся местные предметы.

При подходе к населенному пункту тщательно сли­чают карту с местностью и возможно точнее определяют место въезда в населенный пункт. В самом населенном пункте карту ориентируют по направлению улицы, по которой совершают движение.

Важное значение при движении по крупному населен­ному пункту имеет своевременное предупреждение води­теля о поворотах на маршруте, так как проезд намечен­ного поворота может привести к потере ориентировки.

Ориентирование на местности, подверг­шейся значительным разрушениям. В рай­оне массовых разрушений карта часто не будет соответ­ствовать местности, что существенно затруднит ориен­тирование. Поэтому для ориентирования в таких райо­нах заранее готовят данные для движения по азимутам. Наиболее устойчивыми ориентирами в районах разруше­ний являются дороги с твердым покрытием, полотно же­лезных дорог, типовые формы рельефа (вершины гор и холмов, хребты, седловины, лощины).

При ориентировании в движении по сильно изменен­ной местности часто придется обходить различные пре­пятствия и определять свое местоположение по остаткам разрушенных местных предметов.

Восстановление потерянной ориентировки. При дей­ствиях на незнакомой местности могут быть случаи, когда из-за недостаточных навыков в ориентировании ориентировка будет потеряна. Первый признак потери ориентировки — на местности не находят объектов, обо­значенных на карте, и не могут определить на ней хотя бы приближенно свое местоположение. Для восстанов­ления ориентировки надо попытаться найти на карте свое местоположение путем • сличения карты с местностью, предварительно ориентировав карту по сторонам гори­зонта. Район, в котором предположительно находится место остановки, можно определить, восстановив хотя бы приближенно направление движения от последнего, уверенно опознанного ориентира и пройденное расстоя­ние от него. Если путем сличения карты с местностью

восстановить ориентировку затруднительно, можно вос­пользоваться следующими способами.

Графическое определение на карте района местонахождения. На ориентированной карте от условного знака последнего пройденного ори­ентира, который был уверенно опознан, проводится прямая, соответствующая направлению последнего участка маршрута. Отложив на прямой пройденное расстояние от ориентира, устанавливают дальнюю границу района местонахождения. Ближняя граница определяется в пределах 3/4 расстояния, пройденного от последнего ориентира. Например (рис.77),подразделение, совершая марш, достигло северной окраины населенного пункта Осетр (показание спидометра 61,3). Затем, двигаясь к населенному пункту Холм, что в 12,4 км от пункта Осетр, в качестве промежуточного ориентира был намечен мост через реку Уводь. На 4 км пути водитель машины по ошибке свернул влево на проселочную дорогу, на кото­рой также оказался мост, принятый за намеченный про­межуточный ориентир. Когда на спидометре появилась цифра 73,7, командир обнаружил потерю ориентировки. Судя по пройденному расстоянию, подразделение долж­но было находиться в населенном пункте Холм, а факти­чески оно оказалось в лесу. Уточнив по компасу среднее направление движения от пункта Осетр, командир про­чертил его на карте, отложил на нем пройденное рас стояние (12 км) и из полученной точки ограничил пред­полагаемый район своего местонахождения радиусом 3 км (1/4 пройденного пути). После тщательного изучения обозначенного района была обнаружена развилка до­рог — место ошибочного поворота с маршрута. Убедив­шись, что подразделение находится на проселочной до­роге, обозначенной на карте, не представляет труда оп­ределить точку своего стояния, например по ближайшей по ходу движения развилке дорог, и наметить путь к конечному пункту или к выходу на маршрут.

По линейному ориентиру (рис. 78). Подраз­деление, двигаясь по заросшей лесной дороге, не обо­значенной на карте, достигло лесной поляны. По прой­денному расстоянию командир определил вероятный район местонахождения подразделения. На карте в этом районе показано несколько похожих друг на друга по­лян. Измеренный магнитный азимут направления поля­ны, на которую вышло подразделение, оказался равным 6°. Таких полян, вытянутых в направлении по азимуту 6°, показано на карте три. Командир внимательно изу­чил их и установил, что одна из полян находится в ло­щине, другая расположена в седловине, а третья — на ровном участке местности. Эти особенности расположе­ния полян на рельефе позволили быстро разобраться в обстановке и определить точку стояния (поляна на сед­ловине).

 

назад

Hosted by uCoz