21
декабря 1994 года N 68-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И
ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Принят Государственной Думой 11 ноября
1994 года
(в ред. Федерального закона от 28.10.2002 N 129-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации
организационно - правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации,
иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской
Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного
пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов
производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды
(далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения,
возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской
Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций
независимо от их организационно - правовой формы (далее - организации) и
населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в
результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного
бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб
здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери
и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых
заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска
возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей,
снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в
случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно - спасательные и другие
неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и
направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров
ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию
зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных
факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная
ситуация.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в
соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации.
Статья 3. Цели настоящего Федерального закона
Целями настоящего Федерального закона являются:
предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения
по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций,
настоящим Федеральным законом не регулируются.
Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение
вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
осуществление целевых и научно - технических программ, направленных на
предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования
организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств,
предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
прогнозирование и оценка социально - экономических последствий чрезвычайных
ситуаций;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от
чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и
взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
Постановлением Правительства РФ от 05.11.1995 N 1113 утверждено Положение о
единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций.
Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций
Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе
классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской
Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и
органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные
ситуации.
Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их
последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико -
биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на
соответствующих территориях.
Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а
также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если
иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация
организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через
средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их
безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и
способах защиты населения от них.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами
заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Порядок обеспечения населения, федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации
и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на
максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их
возникновения, проводятся заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных
характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности
возникновения чрезвычайных ситуаций.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально
возможного использования имеющихся сил и средств.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций,
органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация.
При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном
законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства
федеральных органов исполнительной власти.
Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
Президент Российской Федерации:
а) определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и
федеральными законами основные направления государственной политики и принимает
иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) вносит на рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации и принимает с
учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам преодоления их последствий;
в) вводит при чрезвычайных ситуациях в соответствии со статьями 56 и 88
Конституции Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке,
предусмотренных федеральным конституционным законом, на территории Российской
Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение;
г) принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных
ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских
формирований.
Статья 9. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Федеральное Собрание Российской Федерации:
а) обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и
мероприятий в указанной области;
в) проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.
Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Правительство Российской Федерации:
а) издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации,
федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации
постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение;
б) организует проведение научных исследований в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
в) организует разработку и обеспечивает выполнение специальных федеральных
программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
г) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности
федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет руководство единой
государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
д) обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов
для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также определяет порядок использования
указанных резервов;
е) устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, условия
перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных веществ,
соблюдение при этом необходимых мер безопасности;
ж) устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций и полномочия исполнительных
органов государственной власти по их ликвидации;
з) принимает решения о непосредственном руководстве ликвидацией чрезвычайных
ситуаций и об оказании помощи в случае их возникновения;
и) определяет порядок привлечения Войск гражданской обороны Российской Федерации
к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
к) определяет порядок сбора информации в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций, порядок обмена указанной информацией между
исполнительными органами государственной власти, а также органами управления,
специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные
правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств
для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения
способам защиты и действиям в указанных ситуациях;
в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных
ситуациях и обеспечивают их проведение;
г) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают
своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или
о возникновении чрезвычайных ситуаций;
д) организуют и проводят аварийно - спасательные и другие неотложные работы, а
также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при
недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской
Федерации за оказанием помощи;
е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных
ситуациях;
и) создают при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации
постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение
задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Органы местного самоуправления самостоятельно:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств
для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения
способам защиты и действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных
ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают
своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или
о возникновении чрезвычайных ситуаций;
г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
е) организуют и проводят аварийно - спасательные и другие неотложные работы, а
также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности
собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации;
ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных
ситуациях;
з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы
управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 12. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на
решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Для осуществления государственного управления и координации деятельности
федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций создается специально уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти. Указанный федеральный орган создает
подведомственные ему территориальные органы.
Статья 13. Обязанности федеральных органов исполнительной власти в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Федеральные органы исполнительной власти организуют работу в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в своей сфере деятельности и
порученных им отраслях экономики в соответствии с настоящим Федеральным законом
и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Федеральные органы исполнительной власти:
а) по отношению к подведомственным организациям:
разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно - технические
мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных
ситуациях;
утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями отраслевые нормы
и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а
также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций;
обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению радиационной,
химической, медико - биологической, взрывной, пожарной, экологической
безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно - технических
мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации
объектов производственного и социального назначения;
финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и
проведение аварийно - спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных
ситуациях;
организуют и обеспечивают проведение научно - исследовательских, опытно -
конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам безопасности;
б) по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:
осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников
организаций от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости и безопасности
функционирования организаций;
разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования,
нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, защиты от них работников организаций и населения.
3. Руководители федеральных органов исполнительной власти несут предусмотренную
законодательством Российской Федерации ответственность за ненадлежащее
выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих
функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. Федеральные органы исполнительной власти принимают решения об образовании в
пределах выделенных им ассигнований и штатной численности подразделений для
решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
5. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие специально подготовленные и
аттестованные в установленном порядке силы и средства для предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников
организаций и подведомственных объектов производственного и социального
назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости
функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников
организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил
и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять
обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных
ситуациях; (пп. "в" в ред. Федерального закона от 28.10.2002 N 129-ФЗ)
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения
о чрезвычайных ситуациях;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно - спасательных и других
неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального
назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных
объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об
угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Статья 15. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций
Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с
законодательством Российской Федерации и со своими уставами.
Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций,
действуют под руководством соответствующих органов управления единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На
органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций возлагается ответственность за решение вопросов, связанных
с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и
обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально -
технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих
условиях.
Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны
иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.
Статья 16. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и
воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально
подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других
войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом
Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Применение сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации
и органов внутренних дел субъектов Российской Федерации при ликвидации
чрезвычайных ситуаций
При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел
Российской Федерации и органов внутренних дел субъектов Российской Федерации
применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и
иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Глава IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПОСТРАДАВШИХ
Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Граждане Российской Федерации имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения
чрезвычайных ситуаций;
в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства
коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных
местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного
самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие
чрезвычайных ситуаций;
на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах
чрезвычайных ситуаций;
на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и
льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или
заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников,
инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от
увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для
семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении
гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и
правопорядка.
2. Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры
компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам Российской Федерации в
соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
Граждане Российской Федерации обязаны:
соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и
иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не
допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований
экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных
ситуаций;
изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования
коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать
свои знания и практические навыки в указанной области;
выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении
чрезвычайных ситуаций;
при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно - спасательных и
других неотложных работ.
Глава V. ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 20. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
определяется Правительством Российской Федерации.
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в
организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту
жительства.
Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного
самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных
ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального
образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в
учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной
ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и
непосредственно по месту работы. (часть третья в ред. Федерального закона от
28.10.2002 N 129-ФЗ)
Статья 21. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную
систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с
общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты
и спасения людей, федеральными органами государственной власти, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, организациями.
Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций могут использоваться средства массовой информации.
Глава VI. ПОРЯДОК ФИНАНСОВОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 22. Финансирование целевых программ
Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 23. Финансирование органов управления, специально уполномоченных на
решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Финансирование деятельности постоянно действующих органов управления, специально
уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Статья 24. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за
счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств
федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых
фондов и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайных
ситуаций выделяются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации
в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Статья 25. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов
для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в
случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи
резервов и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются
законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской
Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Глава VII. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА, НАДЗОР И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 26. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по
объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут
быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится
специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях проверки и
выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся порядка проведения государственной экспертизы в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, см. Приказ МЧС РФ от
23.06.1995 N 446.
В случае необходимости экспертиза предполагаемых для реализации проектов и
решений по объектам производственного и социального назначения и процессам,
которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на
обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, может
проводиться общественными объединениями и независимыми экспертами, а также
специалистами международных экспертных организаций в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Статья 27. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на
единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению
чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в
случае их возникновения.
Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются
федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации
17.04.1996 утверждены Правила осуществления государственного экологического
контроля должностными лицами Министерства охраны окружающей среды и природных
ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов.
Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства
Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций,
непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других
противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут
дисциплинарную, административную, гражданско - правовую и уголовную
ответственность, а организации - административную и гражданско - правовую
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
Глава VIII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 29. Международные договоры Российской Федерации
Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила,
чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то применяются правила
международных договоров Российской Федерации.
Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального
опубликования.
Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим
Федеральным законом
Нормативные акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты
Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты,
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации,
нормативные правовые акты органов местного самоуправления приводятся в
соответствие с настоящим Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его
вступления в силу.
Правительство Российской Федерации в трехмесячный срок в установленном порядке
вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
предложения о приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с
настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ