(с изменениями на 19 июня 2007 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 9 октября 2002 года N 123-ФЗ (Российская газета,
N 194, 12.10.2002);
Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 51-ФЗ (Российская газета, N
131, 23.06.2004);
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская
газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155
Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);
Федеральным законом от 19 июня 2007 года N 103-ФЗ (Российская газета, N
133, 23.06.2007).
____________________________________________________________________
Принят
Государственной Думой
26 декабря 1997 года
Одобрен
Советом Федерации
28 января 1998 года
Настоящий Федеральный закон определяет задачи,
правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти
Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области
гражданской обороны (преамбула в редакции, введенной в действие с 1 января
2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см.
предыдущую редакцию).
Гражданская оборона - система мероприятий по
подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных
ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при
ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при
возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные
действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации;
территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, - территория,
на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное
оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами,
представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций
в военное и мирное время;
требования в области гражданской обороны - специальные условия
(правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и
объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения,
средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества
гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 4 июля 2007 года Федеральным
законом от 19 июня 2007 года N 103-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)
(наименование статьи дополнено с 1 января 2005 года
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ,
в редакции, введенной в действие с 4 июля 2007 года
Федеральным законом от 19 июня 2007 года N 103-ФЗ, -
см. предыдущую редакцию)
Основными задачами в области гражданской обороны
являются:
обучение населения в области гражданской обороны (абзац в редакции,
введенной в действие с 4 июля 2007 года Федеральным законом от 19 июня 2007
года N 103-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих действий, а также при возникновении
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (абзац дополнен с
4 июля 2007 года Федеральным законом от 19 июня 2007 года N 103-ФЗ - см.
предыдущую редакцию); *2.3)
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные
районы;
предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; *2.5)
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам
маскировки;
проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения
опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих
действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера (абзац дополнен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию);
первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных
действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание,
включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и
принятие других необходимых мер;
борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или
вследствие этих действий;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному,
химическому, биологическому и иному заражению;
санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений,
специальная обработка техники и территорий (абзац в редакции, введенной в
действие с 4 июля 2007 года Федеральным законом от 19 июня 2007 года N
103-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при
ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (абзац дополнен с
1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ -
см. предыдущую редакцию);
срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб
в военное время;
срочное захоронение трупов в военное время;
разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов,
необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения
в военное время (абзац в редакции, введенной в действие с 4 июля 2007 года
Федеральным законом от 19 июня 2007 года N 103-ФЗ, - см. предыдущую
редакцию);
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
1. Правовое регулирование в области гражданской
обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом,
другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные
правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются
правила международного договора.
1. Организация и ведение гражданской обороны
являются одними из важнейших функций государства, составными частями
оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Абзац утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется
заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники
и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих действий, а также при возникновении
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт дополнен с
4 июля 2007 года Федеральным законом от 19 июня 2007 года N 103-ФЗ - см.
предыдущую редакцию).
3. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в
отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны,
фактического начала военных действий или введения Президентом Российской
Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в
отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера (пункт дополнен с 4 июля 2007 года
Федеральным законом от 19 июня 2007 года N 103-ФЗ - см. предыдущую
редакцию). *4.3)
Президент Российской Федерации:
определяет основные направления единой государственной политики в
области гражданской обороны (абзац дополнительно включен с 12 октября 2002
года Федеральным законом от 9 октября 2002 года N 123-ФЗ);
утверждает План гражданской обороны и защиты населения Российской
Федерации (абзац дополнен с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию);
вводит в действие План гражданской обороны и защиты населения
Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее
местностях в полном объеме или частично (абзац дополнен с 1 января 2005 года
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - см. предыдущую
редакцию);
утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную
численность военнослужащих войск гражданской обороны, утверждает Положение о
войсках гражданской обороны; *5.1.4)
осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации:
обеспечивает проведение единой государственной политики в области
гражданской обороны;
руководит организацией и ведением гражданской обороны;
издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и
организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской
обороны;
определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской
обороне в зависимости от количества проживающего на них населения и наличия
организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих
на безопасность населения, а также организаций - к категориям по гражданской
обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на
безопасность населения; *6.1.4)
определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных
ценностей в безопасные районы (абзац дополнительно включен с 12 октября 2002
года Федеральным законом от 9 октября 2002 года N 123-ФЗ);
определяет порядок обучения населения в области гражданской обороны
(абзац дополнительно включен с 12 октября 2002 года Федеральным законом от 9
октября 2002 года N 123-ФЗ, в редакции, введенной в действие с 4 июля 2007
года Федеральным законом от 19 июня 2007 года N 103-ФЗ, - см. предыдущую
редакцию); *6.1.6)
определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны,
а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской
обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и
иных средств; *6.1.7)
осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в
соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента
Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти в пределах
своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации:
принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их
требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют
их выполнение (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в редакции, введенной
в действие с 4 июля 2007 года Федеральным законом от 19 июня 2007 года N
103-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в
области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по
гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств (абзац в
редакции, введенной в действие с 4 июля 2007 года Федеральным законом от 19
июня 2007 года N 103-ФЗ, - см. предыдущую редакцию); *7.1.2)
осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для
устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время
(абзац в редакции, введенной в действие с 4 июля 2007 года Федеральным
законом от 19 июня 2007 года N 103-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические
системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения об
опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера (абзац дополнен с 12 октября 2002 года Федеральным
законом от 9 октября 2002 года N 123-ФЗ, дополнен с 4 июля 2007 года
Федеральным законом от 19 июня 2007 года N 103-ФЗ - см. предыдущую
редакцию); *7.1.4);
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
*7.1.5)
1. Органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации:
организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают
и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
осуществляют меры по поддержанию сил и средств гражданской обороны в
состоянии постоянной готовности;
организуют подготовку и обучение населения в области гражданской
обороны (абзац в редакции, введенной в действие с 4 июля 2007 года
Федеральным законом от 19 июня 2007 года N 103-ФЗ, - см. предыдущую
редакцию);
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к
использованию технические системы управления гражданской обороны, системы
оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской
обороны (абзац дополнен с 4 июля 2007 года Федеральным законом от 19 июня
2007 года N 103-ФЗ - см. предыдущую редакцию); *8.1.4)
планируют мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных
и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию
лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения
пострадавшего населения;
планируют мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования
организаций в военное время;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
2. Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ
муниципальных образований:
проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и
реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны
(абзац в редакции, введенной в действие с 4 июля 2007 года Федеральным
законом от 19 июня 2007 года N 103-ФЗ , - см. предыдущую редакцию);
поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы
оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий
или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской
обороны (абзац дополнен с 4 июля 2007 года Федеральным законом от 19 июня
2007 года N 103-ФЗ - см. предыдущую редакцию);
проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных
и культурных ценностей в безопасные районы;
проводят первоочередные мероприятия по поддержанию
устойчивого функционирования организаций в военное время;
создают и содержат в целях гражданской обороны
запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных
средств.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую
редакцию)
1. Организации в пределах своих полномочий и в
порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации:
планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;
проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования
в военное время;
осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны
(абзац в редакции, введенной в действие с 4 июля 2007 года Федеральным
законом от 19 июня 2007 года N 103-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к
использованию локальные системы оповещения;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы
материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
2. Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и
эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое
значение или представляющие высокую степень опасности возникновения
чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные
аварийно-спасательные формирования в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, и поддерживают их в состоянии
постоянной готовности (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января
2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см.
предыдущую редакцию). *9.2)
Граждане Российской Федерации в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации:
проходят обучение в области гражданской обороны (абзац в редакции,
введенной в действие с 4 июля 2007 года Федеральным законом от 19 июня 2007
года N 103-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской
обороне;
оказывают содействие органам государственной власти и организациям в
решении задач в области гражданской обороны.
1. Руководство гражданской обороной в Российской
Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
1_1. Государственную политику в области гражданской обороны
осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный
Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской
обороны (пункт дополнительно включен с 1 января 2005 года Федеральным
законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
2. Руководство гражданской обороной в федеральных органах
исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители (пункт в
редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от
22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
3. Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители
органов местного самоуправления (пункт в редакции, введенной в действие с 1
января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см.
предыдущую редакцию).
4. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и организаций несут персональную ответственность за
организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите
населения (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, дополнен с 4 июля 2007
года Федеральным законом от 19 июня 2007 года N 103-ФЗ - см. предыдущую
редакцию).
5. Пункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22
августа 2004 года N 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.
Органами, осуществляющими управление гражданской
обороной, являются:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение
задач в области гражданской обороны; *12.1.1)
2) территориальные органы - региональные центры по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской
Федерации.
Территориальные органы - региональные центры по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской
Федерации, комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, лицами
начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданским
персоналом.
Руководители указанных территориальных органов назначаются в
установленном порядке руководителем федерального органа, уполномоченного на
решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих войск
гражданской обороны, лиц начальствующего состава Государственной
противопожарной службы и гражданского персонала;
3) структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти,
уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;
4) структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на
решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую
редакцию)
В целях реализации государственной политики в
области гражданской обороны федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, осуществляет
соответствующее нормативное регулирование, а также специальные,
разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской
обороны (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую
редакцию).
(статья утратила силу с 1 января 2005 года -
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию)
1. Силы гражданской обороны - воинские формирования,
специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны,
организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также
аварийно-спасательные формирования и спасательные службы (пункт в редакции,
введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа
2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).
2. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские
формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с
законодательством Российской Федерации. *15.2.1)
Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и
подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских
формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской
Федерации.
3. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования
привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии
с законодательством Российской Федерации. *15.3)
1. На вооружении войск гражданской обороны находятся
специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.
2. Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения
личности установленного образца, подтверждающие их статус, и международные
отличительные знаки гражданской обороны.
3. Военнослужащие войск гражданской обороны могут проходить службу в
федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в
области гражданской обороны и его территориальных органах (пункт в редакции,
введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа
2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *16.3)
4. Деятельность войск гражданской обороны, комплектование их
военнослужащими войск гражданской обороны и гражданским персоналом,
социальная защита военнослужащих войск гражданской обороны и членов их
семей, а также финансирование деятельности войск гражданской обороны
осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
*16.4)
5. Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента
объявления состояния войны, фактического начала военных действий или
введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории
Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время
при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях,
катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ. *16.5)
(статья утратила силу с 1 января 2005 года -
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. -
См. предыдущую редакцию)
1. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне и
защите населения, осуществляемых федеральными органами исполнительной
власти, в том числе содержание войск гражданской обороны, является расходным
обязательством Российской Федерации.
2. Обеспечение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне,
защите населения и территорий субъектов Российской Федерации является
расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
3. Обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне,
защите населения и территорий муниципального округа является расходным
обязательством муниципального образования.
4. Обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых
организациями, осуществляется за счет средств организаций (пункт
дополнительно включен с 4 июля 2007 года Федеральным законом от 19 июня 2007
года N 103-ФЗ).
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую
редакцию)
Неисполнение должностными лицами и гражданами
Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со
дня его официального опубликования.
2. Иные нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат
приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин
Москва, Кремль
12 февраля 1998 года
N 28-ФЗ